Производители электроники жалуются на Российский союз правообладателей
Им не нравится, что РСП взимает авторский сбор с профессиональной техникиПрезидент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электроники, электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук попросил министра культуры Владимира Мединского разобраться, как Российский союз правообладателей (РСП) собирает с компаний – членов ассоциации вознаграждение за частное копирование музыкальных произведений. Это следует из письма, копия которого есть у «Ведомостей». В РАТЭК входят крупнейшие мировые производители электроники – Apple, Dell, HP, Samsung, Sony и др., а также розничные сети. А Минкультуры регулирует работу обществ по коллективному управлению правами.
РСП, совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков, – общество по коллективному управлению правами, получившее в 2010 г. государственную аккредитацию на сбор отчислений в пользу авторов и исполнителей с производителей и импортеров техники, позволяющей копировать музыку и видео. Это компенсационный сбор за возможное копирование контента с помощью таких устройств: компьютеров, мобильных телефонов, чистых носителей (дисков) и даже видеокамер (полный перечень содержится в постановлении правительства). Впоследствии эти сборы распределяются между авторами и исполнителями произведений.
То, что происходит с этими сборами, вызывает у бизнеса озабоченность, пишет Онищук министру. РСП требует от производителей и импортеров отчисления не только за бытовую электронику, но и за профессиональное оборудование (сервера, рабочие станции и т. п.), хотя в постановлении правительства четко говорится, что такое оборудование авторским сбором не облагается. Эти действия РСП Онищук называет «одним из наиболее распространенных злоупотреблений со стороны аккредитованной организации».
Список оборудования для обложения авторским сбором определяется по таможенным кодам ОКП и ТН ВЭД, перечисленным в перечне постановления. Но кроме соответствия кодам оно должно быть способно воспроизводить музыку как домашнее, а не профессиональное. РСП же, по мнению РАТЭК, руководствуется только одним критерием – оборудование должно соответствовать таможенным кодам. Союз «произвольно обращается к импортерам с претензиями, а впоследствии также предъявляет судебные иски в отношении любого оборудования, формально соответствующего указанным в постановлении кодам, вне зависимости от особенностей и специфики данного оборудования», возмущен Онищук.
Он приводит в пример судебные процессы, инициированные РСП против производителей техники, в частности Dell, Sony и HP. Зимой ООО «Делл» («дочка» голландской Dell Global Holdings) выиграло в суде у РСП: суд признал безосновательными требования союза выплатить 87,3 млн руб. за оборудование, среди которого были сервера, рабочие станции и т. п. (позже от части требований РСП отказался). Dell доказала, что это оборудование профессиональное и не должно облагаться авторским сбором. Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сочтя, что и на этой технике можно воспроизводить музыку, а значит, с нее должен взиматься авторский сбор.
Авторский аудит
В августе 2015 г. президент Владимир Путин поручил правительству сделать работу авторских обществ более прозрачной – создать в них наблюдательные советы и провести независимый аудит. Минкультуры разработало законопроект, который сделает систему распределения вознаграждения более открытой и понятной, говорил недавно представитель министерства: «Мы рассчитываем, что к сентябрю этого года он будет одобрен правительством и внесен в Госдуму».
Почти все споры между импортерами и РСП заканчиваются решениями в пользу союза, говорится в письме: «суды, несмотря на очевидную безосновательность требований РСП, их техническую и фактологическую необоснованность, практически автоматически удовлетворяют любые требования аккредитованной организации». Производители и импортеры электроники приводят множество доводов, доказывающих необоснованность требований РСП, суды к ним не прислушиваются, сетует Онищук.
У РАТЭК имеется и еще одна претензия к РСП: тот оказывает давление на индустрию, обращаясь в правоохранительные органы с заявлениями о возбуждении уголовных или административных дел. Правда, примеров Онищук не приводит.
В 2015 г. РСП собрал с производителей электроники 2,2 млрд руб. – на 18% меньше, чем годом ранее. Гендиректор РСП Андрей Кричевский объяснял падение сборов сокращением продаж бытовой электроники в связи с кризисом. Впрочем, сборы РСП упали не так сильно, как продажи техники: рынок электроники, по его оценке, сократился в прошлом году примерно на 30%.
Представитель РАТЭК Антон Гуськов подтвердил подлинность письма Мединскому. «Для нас очевидно, что система авторских сборов нуждается в структурных изменениях: ей недовольны не только производители, но и большинство участников этой системы – в том числе авторы и исполнители, получающие вознаграждение», – добавил он.
Минкультуры пока не рассмотрело письмо РАТЭК, говорит представитель министерства, но еще в июне 2016 г. провело совещание с представителями РАТЭК и РСП, по итогам которого подготовило изменения в постановление правительства. Эти изменения касаются и той проблемы, о которой пишет РАТЭК: министерство предлагает уточнить, что при сборе вознаграждения должны учитываться не только таможенные коды, но и конструктивные особенности оборудования. Кроме того, Минкультуры предлагает исключить из перечня оборудования цифровые камеры, так как они не используются для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений, говорит его представитель. Внести эти изменения в постановление министерство рассчитывает до конца 2016 г. Поправки, разработанные Минкультуры, необходимы, но их недостаточно, считает Гуськов из РАТЭК. Проблемы есть в нормативно-правовом регулировании авторских отчислений и в судебной практике – беда в том, что отсутствуют механизмы надзора за работой обществ по коллективному управлению правами, следует из письма Онищука.
Доводы, изложенные в письме РАТЭК, уже неоднократно были предметом рассмотрения в судах всех инстанций, вплоть до Верховного суда, говорит Кричевский из РСП. По его словам, суды однозначно установили безосновательность подобной аргументации и подтвердили законность действий РСП. В том числе и благодаря этим судебным решениям сформировалась «взвешенная и разумная правоприменительная практика», касающаяся реализации права на вознаграждение за «частное копирование», считает Кричевский.