Кинотеатры стали показывать больше российского кино

Но на общие сборы отечественных картин это практически не повлияло
В 2016 г. зрители увидели на 30% больше отечественных картин
В 2016 г. зрители увидели на 30% больше отечественных картин / А. Гордеев / Ведомости

В первой половине этого года российские кинотеатры отдали под отечественные картины 24% сеансов, в аналогичном периоде прошлого года этот показатель составил 23,4%. Это данные государственного Фонда кино по 12 крупнейшим киносетям в стране. Для фонда и российских чиновников доля сеансов принципиальна – прошлой осенью фонд, Министерство культуры и профильное объединение кинотеатров «Киноальянс» подписали соглашение о намерениях по квотам на показ отечественного кино. Тогда стороны договорились, что в течение года кинотеатры отдадут под русское кино не менее 20% сеансов. Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев вчера заявил, что обсуждать эффект соглашения пока рано – надо дождаться итогов года.

Соглашение – результат длительных переговоров кинотеатров и чиновников. Последних давно беспокоит то, что русское кино в прокате проигрывает конкуренцию Голливуду. Если в 2008 г. на отечественные картины приходился каждый четвертый рубль в прокате, то пять лет спустя – уже вдвое меньше. В 2015 г. на сеансы отечественных фильмов пришлось 17,9% всех купленных жителями России билетов, что немного меньше, чем годом ранее.

Поэтому чиновники последние несколько лет обсуждали необходимость применения тех или иных механизмов госрегулирования проката, в том числе введение ограничений на показ голливудского кино. Сделать это законодательно не удалось – против резко выступили и киносети, и прокатчики, и многие продюсеры: по их мнению, жесткие квоты разрушат рынок. Год назад министр культуры Владимир Мединский убеждал кинотеатры взять на себя добровольные обязательства по увеличению доли русских сеансов до 25%, но в итоге чиновники, Фонд кино и «Киноальянс» прошлой осенью сошлись на пороге в 20% в среднем за год. Для сравнения: за первые девять месяцев 2015 г. все российские кинотеатры отдали под русские фильмы около 19% своих сеансов, в том числе крупные сети – около 18%. В первую половину года эти показатели традиционно выше, поскольку летом в прокат выходит крайне мало отечественных картин.

Как растет кинокасса

Всего на билеты в кино жители России и СНГ (за исключением Украины) в первой половине этого года потратили 28,5 млрд руб., что на 8% больше, чем годом ранее, подсчитал «Бюллетень кинопрокатчика». Сборы иностранных картин при этом выросли на 8,6%.

Хотя кинотеатры в этом году показывают больше русского кино, на общие сборы отечественных картин это практически не влияет. По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», за первые шесть месяцев этого года зрители России и СНГ (за исключением Украины) купили 24,4 млн билетов на русские фильмы, т. е. столько же, сколько год назад, и потратили на эти билеты 6,1 млрд руб. (+7%). Но за счет того, что сборы иностранных картин росли быстрее (см. врез), доля русского кино среди всех зрителей уменьшилась на 2 процентных пункта до 21,7%, а доля по кассе – на 0,3 п. п. до 21,4%, подсчитал журнал. Исследовательская компания Movie Research и сам Фонд кино также указывают на небольшое снижение доли русского кино по кассе и по зрителям в первой половине года. Зато число российских фильмов в прокате резко выросло – за первые шесть месяцев года кинотеатры показали сразу 83 новые отечественные картины, что на 30% больше, чем годом ранее. Иностранных картин российские зрители увидели примерно то же количество, что и год назад (194 релиза). Именно рост числа отечественных картин – главная причина увеличения доли русских сеансов, но не сборов, объясняет руководитель отдела статистики «Бюллетеня» Андрей Белый: «В прокате выросло число средних и мелких релизов, которым очень трудно найти своего зрителя».

Гендиректор сети «Формула кино» Никита Щеголь подтвердил, что число русских сеансов в этой сети увеличилось. «Формула кино» и две другие крупнейшие сети – «Синема парк» и «Каро» – отказались подписывать соглашение по добровольным квотам. «Сеансов стало больше не потому, что мы специально старались, – говорит Щеголь. – Просто этой весной в прокат вышел «Экипаж», под него кинотеатры забронировали много сеансов, год назад такого сильного блокбастера среди отечественных картин не было». Фильм «Экипаж» от студии «Три тэ» собрал в России и СНГ 1,5 млрд руб. Для сравнения: ни один российский фильм в прошлом году не собрал более 1 млрд руб.

Евгений Рогозин, гендиректор сети «Премьер-зал» (подписала соглашение с Фондом кино), также ссылается на большой интерес зрителей к «Экипажу». Эта сеть, по словам Рогозина, сознательно увеличивает число русских сеансов: «Мы это делаем не для галочки. Коммерческая составляющая проката для нас первична, но если мы видим голливудский и российский фильмы с одинаковым потенциалом, то выбор в последнее время делаем всегда в пользу нашей картины и не просто отдаем ей больше сеансов, но и активно продвигаем». При этом «Премьер-зал» готов продвигать только качественное российское кино, направленное на массовую аудиторию, оговаривается он: «У нас нет возможности работать с картинами, выходящими в ограниченном прокате».