«Яндекс» сэкономит Магнитке 275 млн рублей ежегодно
Комбинат внедрил его рекомендательный сервис на основе технологии big dataПредварительное тестирование технологии Yandex Data Factory (YDF, подразделение «Яндекса», занимающееся big data) показало, что его использование позволяет в среднем экономить 5% ферросплавов при выплавке стали, сообщил представитель «Яндекса» и подтвердил представитель ММК. По их словам, ММК рассчитывает экономить за счет этой технологии более 275 млн руб. ежегодно. ММК уже начал использовать ее при производстве стали, говорят они.
YDF с 2014 г. занимается внедрением технологий big data – анализа баз разрозненных данных, объем которых требует создания специальных инструментов для их обработки.
О запуске пилотного проекта ММК и «Яндекс» сообщили в августе 2015 г. Завершить его представители ММК планировали в октябре того же года. Пилотный проект, как и планировалось, был завершен в 2015 г., однако по итогам работы над ним выяснилось, что необходимы доработки, объясняет задержку исполнительный директор YDF Александр Хайтин. На первом этапе не были учтены некоторые особенности применения технологии в нашей индустрии, добавляет заместитель гендиректора ММК по финансам и экономике Сергей Сулимов. Анализ сложных физико-химических процессов производства стали в некоторых аспектах оказался сложнее, «чем прогнозирование автомобильных пробок в Москве», добавляет он.
В конце июня – начале июля 2016 г. рекомендательный сервис прошел приемочные испытания в кислородно-конвертерном цехе Магнитки и был введен в промышленную эксплуатацию. Сервис принимает данные по исходному составу и массе шихты (т. е. смеси исходных материалов для производства стали), требования по содержанию химических элементов в готовой стали, другие параметры плавки и в реальном времени выдает оператору рекомендации по использованию ферросплавов и добавочных материалов. Они позволяют сталеварам оптимизировать расход этих материалов и получать сталь с заданным химическим составом при минимальных затратах, объясняют представители партнеров.
Поле для экономии
108,4 млрд руб. потратил в 2015 г. ММК на закупку сырья, следует из его годового отчета. Рост курса доллара в 2015 г. привел к увеличению рублевых цен на ферросплавы, также говорится в отчете
Сумму контракта между ММК и «Яндексом» стороны не раскрывают. Речь может идти о сумме в 10–15 млн руб. за пилотный проект плюс абонентская плата, связанная с обслуживанием и развитием продукта, предполагает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Алексей Волостнов. По его мнению, «Яндекс» предложил свои услуги ММК по не самой высокой цене, чтобы сделать пилотный и знаковый проект в сфере big data в промышленном секторе. Волостнов допускает, что стоимость услуг может быть привязана к проценту от полученной ММК экономии. Скорее всего речь идет о модели value sharing, также считает гендиректор «Полиматика рус» (разработчик аналитических инструментов big data) Роман Раевский. Сумма контракта с разработчиком может составлять 20% от возможной экономии предприятия, полагает он. В этом случае при запланированной экономии в 275 млн руб. «Яндекс» будет получать около 50 млн в год.
Сама идея применения технологий анализа данных в сфере подготовки смесей для производства кажется Раевскому очень интересной. Человек не может в реальном времени построить точную модель многокомпонентной системы, а рекомендательный сервис помогает решить эту задачу. По его мнению, технология может быть востребована другими предприятиями с непрерывным циклом производства – например, целлюлозно-бумажной и химической промышленности. В основном же технологии big data в промышленности пока используются для управления оборудованием: для предотвращения поломок, оптимизации ремонта на основе данных телеметрии.
Востребованность анализа больших массивов данных промышленными предприятиями в России пока относительно низкая, напоминает Волостнов. Сказываются низкая степень автоматизации, разрозненность собираемых данных (или вообще их отсутствие), низкий уровень проникновения IT-систем, объясняет он.
«Яндекс» относит YDF к экспериментальным направлениям бизнеса (помимо YDF туда входят «Кинопоиск», «Музыка», «Радио», «Афиша», «Дзен», «Лончер» и турецкий бизнес). В I квартале 2016 г. выручка этого подразделения выросла на 87% до 185 млн руб., говорится в отчетности компании. Пока это лишь 1,13% от всей выручки «Яндекса».