«Закон Яровой» вынесли на народное голосование

Сбор подписей за его отмену начался на сайте «Российская общественная инициатива»
«Закон Яровой» вынесли на народное голосование
«Закон Яровой» вынесли на народное голосование / Е. Разумный / Ведомости

В пятницу на сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ) открылось голосование за отмену «закона Яровой». К 20.00 того же дня это предложение поддержали уже свыше 17 500 человек. Чтобы инициатива была передана на рассмотрение правительства, она должна собрать не менее 100 000 голосов.

Как говорится в обосновании инициативы, подписанный президентом 7 июля «закон Яровой», который в том числе вводит новые требования к операторам связи и интернет-провайдерам, «противоречит Конституции и абсолютно бесполезен с технической точки зрения». В то же время исполнение этого закона «требует огромных денег и может привести к банкротству многих интернет-компаний и снизить доход государства от получаемых от них налогов», считают авторы предложения. Ранее с просьбой не подписывать закон к президенту обращались, в частности, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, члены президентского Совета по правам человека и руководители четырех крупнейших сотовых компаний России.

Сервис РОИ был создан в 2013 г. по указу президента. Чтобы поддержать вынесенную на голосование инициативу, нужно пройти регистрацию на сайте госуслуг, что серьезно затрудняет процесс голосования, но позволяет избегать искусственной накрутки голосов. Если предложение получит необходимую поддержку, оно передается на рассмотрение экспертной рабочей группы РОИ, которая проверяет целесообразность инициативы. За время существования РОИ барьер в 100 000 подписей преодолели всего 11 инициатив, из которых лишь пять были направлены на рассмотрение правительства, а законодательное воплощение получила только одна - о создании «зеленых щитов» вокруг мегаполисов. Правда, на пути от голосования на РОИ до принятия закона, по мнению руководителя лесной программы Greenpeace Алексея Ярошенко, эта идея претерпела настолько значительные изменения, что может в итоге нанести вред лесопарковым зонам.

Ресурсом РОИ пользовался и оппозиционер Алексей Навальный. В 2014 г. свыше 100 000 голосов набрало его предложение ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции и ввести уголовную ответственность за незаконное обогащение. Однако экспертная рабочая группа признала нецелесообразной разработку соответствующего нормативного правового акта, пояснив, что Конвенция и так действует в отношении России в полном объеме, а появление в Уголовном кодексе статьи, карающей за незаконное обогащение, противоречит закрепленной в Конституции презумпции невиновности. Не был дан официальный ход и другой поддержанной 100 000 россиян инициативе Навального - о запрете закупать для чиновников автомобили стоимостью дороже 1,5 млн руб. Правда, позже все-таки появилось постановление правительства, которым стоимость автомобилей, закупаемых для руководителей федеральных органов власти, была ограничена 2,5 млн руб.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что сервис РОИ совершенно бесполезен, а собранные против «закона Яровой» голоса не будут иметь значения для властей. Инициатива самого Шкуматова о борьбе с мигалками (он предложил оставить право приоритетного проезда лишь за автомобилями оперативных служб) тоже набрала 100 000 голосов, но была торпедирована «неизвестной группой экспертов» и даже не дошла до Госдумы, напоминает активист: «Неясно, кто эти люди в совете экспертов, их никто не выбирал, и неясно, кто их наделил полномочиями решать за 100 000 человек».

«Закон Яровой» подписан президентом, поэтому недовольство народа для власти невыгодно, полагает политолог Алексей Макаркин. Но поскольку президент поручил правительству поправить этот закон, власти могут потом сказать, что к документу были вопросы, а правительство все исправило. Однако эти изменения вряд ли удовлетворят тех, кто подписывается сейчас за отмену закона, говорит эксперт: «Они не принимают этот документ концептуально, и к тому же вряд ли все противоречивые моменты будут исправлены. Я думаю, на судьбу закона повлияют не подписи, а обращение коммуникационных компаний «большой четверки».