Изменения в условиях закупок иностранного софта госструктурами привели к повышенному спросу

Ведомства торопились закупить ПО впрок
Доля SAP на российском рынке ERP-систем в 2015 году выросла/ AP

Компания IDC опубликовала исследование, посвященное российскому рынку информационных систем управления предприятием (ERP-систем). По данным аналитиков, в долларах этот рынок в 2015 г. сократился на 30,6% до $639,47 млн, но в рублях вырос на 10,5%.

Показатели этого сегмента лучше, чем IT-рынка в целом: в прошлом году он сократился на 38% до $17,4 млрд, сообщала IDC несколько месяцев назад. Падение рынка IDC заметила еще в декабре 2015 г.: основываясь на результатах III квартала 2015 г., IDC сделала вывод, что российский IT-рынок вернулся к показателям 2005 г. Дело в «глубоких макроэкономических факторах», а перспектива возврата к росту так же далека, как и в декабре 2014 г., приводятся в сообщении слова вице-президента IDC в России и СНГ Роберта Фариша. По прогнозу компании, в 2016 г. IT-рынок ждет падение еще на 13%.

Лидеры рынка – компании SAP и 1C улучшили свои позиции в сегменте ERP-систем, сообщает IDC, но не раскрывает детали. На долю SAP приходится чуть меньше половины российского рынка ERP-систем – 48,9%, следует из результатов исследования аналитиков (есть у «Ведомостей»). Рублевая выручка SAP в прошлом году выросла на 11,7% до 19,15 млрд руб. Представитель SAP Татьяна Зверева подтвердила «Ведомостям», что знакома с такими оценками бизнеса SAP.

Кому нужны ERP-системы

Крупнейшими потребителями ERP-систем в России, по данным IDC, остаются предприятия непрерывного, процессного производства (такие, как химические производства) и розничной торговли. Их совокупная доля на рынке составила около 40%. В пятерку крупнейших в 2015 г. также вошли предприятия дискретного производства (такие, как машиностроение или сборка электроники), транспортные компании и энергетика.

В 2015 г. по-прежнему две трети рынка ERP-систем приходилось на приложения для управления ресурсами предприятия и бизнес-аналитику. Прошлый год прошел в ожидании запрета на закупку импортного ПО госсектором и потому многие заказчики постарались реализовать проекты до вступления его в силу в этом году, отмечает IDC.

Закон об ограничении госзакупок иностранного софта начал действовать в России с 1 января 2016 г. Теперь если органы государственной власти хотят купить иностранное ПО, то сначала должны свериться со специальным реестром отечественного ПО и убедиться, что там нет его аналогов. Если же они есть, то купить зарубежное ПО ведомство сможет, лишь объяснив, почему российский аналог ему не подходит. В конце марта 2016 г. на совещании с членами правительства президент РФ Владимир Путин предложил обязать закупать российское ПО и госкомпании. В первом полугодии 2016 г. это будет просто рекомендация, «а во втором пускай уже переходят на отечественного производителя», сказал тогда он (цитата с сайта Кремля).

Возможное распространение запрета на компании с госучастием может заметно изменить ситуацию на рынке ERP-систем, отмечает менеджер по исследованиям IDC Зарина Камытбаева. Отечественные производители получат возможность существенно усилить свои позиции как в отдельных отраслях, так и на рынке в целом, прогнозирует она.

«Техносерв» отметил в 2015 г. повышенный спрос со стороны госсектора на зарубежный софт, говорит вице-президент компании по продажам Андрей Богомолов. По его словам, он был связан в том числе с неопределенностью с реестром отечественного софта. В 2016 г. интегратор наблюдает сокращение госзакупок софта в целом – в зависимости от сокращения IТ-бюджетов в госструктурах на 7–15%. Изменения законодательства – один из факторов, влиявших на рынок в 2015 г., соглашается представитель 1С Алексей Харитонов.

Вице-президент по координации работы с вендорами группы «Астерос» Ольга Тырновская говорит, что информационные системы крупных госпредприятий исторически построены с использованием ПО ведущих мировых вендоров. Дело в его функциональных возможностях, надежности и фактическом отсутствии полноценных аналогов на российском рынке. Естественно, в условиях возможных ограничений на закупки иностранного ПО компании и ведомства попытались минимизировать риски, сделав закупки фактически для развития существующих информационных систем. Использование же новых решений, в том числе российских, требует тщательной подготовки, оценки рисков, гарантий безболезненного перехода и непрерывности работы всех систем и функций, отмечает Тырновская.

Представитель SAP от комментариев отказался.