Федеральная антимонопольная служба призывает Google к мировому соглашению
Правда, заплатить штраф американской компании все-таки придетсяФАС признала Google нарушителем антимонопольного законодательства в конце 2015 г. – компания злоупотребляла доминирующим положением на рынке магазинов приложений: Google заключала с производителями мобильных устройств контракты, в которых содержался запрет на предустановку сервисов конкурентов (см. врез). ФАС предписала Google исправить договоры.
Объявление штрафа Google уже трижды переносилось. Последний раз – 31 мая по просьбе американской компании, заявляла служба.
ФАС ведет переговоры о заключении мирового соглашения с Google, передал «Интерфакс» со ссылкой на замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина. Представитель ФАС уточнил «Ведомостям», что переговоров нет, но ведомство готово к ним, если компания предложит: «Сейчас ФАС посылает сигналы рынку и компании о том, что готова к таким переговорам. Однако штраф Google в любом случае будет назначен. Его размер пока не определен и будет зависеть от смягчающих и отягчающих обстоятельств». Деталей он не раскрыл.
Представитель Google сказал лишь, что компания «ведет диалог с властями и лидерами индустрии».
Запретный софт
Расследование деятельности Google ФАС начала по жалобе «Яндекса». Он обвинил Google в препятствовании установке его приложений на смартфоны, работающие под управлением принадлежащей Google операционной системы Android. Эта ОС, по оценке «Яндекса», доминирует на российском рынке смартфонов с долей более 80%. Летом 2014 г. сразу три производителя смартфонов и планшетов – Fly, Explay и Prestigio – отказались от предустановки на свои устройства сервисов российского поисковика. Они ссылались на прямой запрет Google.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что размер штрафа для Google может составить 7% от годовой выручки компании за 2014 г. на рынке магазинов приложений в России. Сколько зарабатывает компания на этом рынке, не раскрывается. Сотрудник крупной интернет-компании слышал примерно о $100 млн выручки в год, «Финам» оценивал ее в $65–70 млн.
Google попытался оспорить решение ФАС, однако в марте московский арбитражный суд поддержал ФАС. Также суд пришел к выводу, что, лицензируя для производителей магазин приложений Google Play, Google оговаривал с ними место, размещение и другие преимущества для своих сервисов, в частности поиска.
«Мы считаем основным восстановление конкурентной ситуации на рынке и устранение последствий нарушений, – говорит представитель «Яндекса». – Мировое соглашение как инструмент, предполагающий добровольное исполнение, может быть одним из путей разрешения ситуации».
Заключение мировых соглашений с антимонопольным ведомством – распространенная практика, особенно в США, говорит руководитель антимонопольной практики Sameta Андрей Астанин. У ФАС уже было несколько таких соглашений по громким делам, например в деле ТНК BP: компания в 2009 г. была признана злоупотребившей доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. В рамках мирового соглашения ФАС существенно снизила штраф, но обязала компанию предпринять действия по восстановлению конкуренции на рынке. В деле Google ведомство тоже скорее всего снизит изначально запланированную сумму штрафа и обяжет компанию выполнить часть пунктов своего предписания. Но раз речь идет о мировом соглашении, это означает, что и ФАС пойдет на компромисс, например, поняв, что Google просто технически не может выполнить какие-то условия, указанные в предписании ведомства, считает юрист.