ФАС не исключила мирового соглашения с Google в суде

Ведомство считает, что Google попросила перенести сроки рассмотрения дела из-за подготовки к мировому соглашению
ФАС не исключила мирового соглашения с Google в суде/ AP

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) не исключает возможности мирового соглашения с Google, передает ТАСС со ссылкой на руководителя ведомства Игоря Артемьева.

«Я думаю, что Google мог запросить дополнительное время (на подготовку к суду. - ТАСС) для того, чтобы лучше подготовиться. Но, возможно, и для того, чтобы примириться с нами», - сказал он (цитата по ТАСС). ФАС готова снизить штраф, напомнил Артемьев, если Google признает нарушение и выполнит выданное ведомством предписание. Вместе с тем глава ФАС не исключает, что компания может размышлять над мировым соглашением. «Если это так, то это хороший вариант», - добавил он.

"В рамках процесса мы постоянно ведем диалог с властями и лидерами индустрии, чтобы объяснить, что Android стимулирует конкуренцию и инновации, а также дает возможность потребителям приобретать лучшие мобильные устройства разного ценового диапазона в России и во всем мире", - сообщил представитель Google.

Ранее Артемьев заявлял, что ведомство может оштрафовать американскую компанию на 7% выручки на рынке магазинов приложений в России. Жалобу на антиконкурентные действия Google в прошлом году подал «Яндекс». Российская компания обвинила Google в том, что он препятствовал установке ее приложений на смартфоны, работающие под управлением принадлежащей Google операционной системы Android. Эта ОС, по оценке «Яндекса», доминирует на российском рынке смартфонов с долей более 80%.

Косвенно правоту «Яндекса» подтверждал тот факт, что еще летом 2014 г. сразу три производителя смартфонов и планшетов – Fly, Explay и Prestigio – почти одновременно отказались от предустановки на свои устройства сервисов российского поисковика. Они ссылались на запрет Google. Официально это подтверждал представитель лишь одной компании – Explay: он говорил «Ведомостям», что отказ от предустановки продуктов конкурентов – одно из стандартных условий соглашения Google c вендорами.

В итоге в конце прошлого года ФАС признала, что Google злоупотреблял доминирующим положением на рынке магазинов приложений, поскольку заключал с вендорами контракты, в которых содержался запрет на предустановку сервисов конкурентов. Служба потребовала от Google до 18 декабря устранить нарушения.

Google не согласился с решением антимонопольного ведомства и попытался оспорить его в суде. Однако в марте этого года Московский арбитражный суд поддержал позицию ФАС. Суд также подтвердил наличие запретительных условий в договорах с производителями мобильных устройств. «В части договоров указывалось, в отношении каких именно конкурентов установлены запреты и ограничения по размещению их приложений», - говорилось в мотивировочной части решения суда. Судья также подчеркнула, что все нарушения Google подтверждены документально.

Также суд пришел к выводу, что, лицензируя для производителей магазин приложений Google Play, Google оговаривал с ними место, размещение и другие преимущества для своих сервисов, в частности поиска. Связывая реализацию монопольно продаваемых товаров с продажей программ, на рынке которых присутствует конкуренция, компания тем самым ограничивает конкуренцию, сочла судья.

Девятый арбитражный апелляционный суд перенес рассмотрение апелляции Google в рамках разбирательства с ФАС на 30 июня 2016 г.

Ранее старший юрист Google Теро Луко в беседе с «Ведомостями» признавал, что в рамках части соглашений с производителями мобильных устройств «продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено». По его словам, Google заключает с вендорами два типа соглашений. Первое – о лицензировании пакета приложений GMS, второе – о разделении доходов. GMS может получить любой производитель мобильных устройств, соглашение по нему никак не ограничивает производителя в установке сервисов других компаний, говорил Луко. Договор о разделении доходов подразумевает, что производитель берет на себя дополнительные обязанности по продвижению сервисов Google – именно в этом случае могут быть применены ограничения.