Microsoft продает китайскому мобильному вендору Xiaomi около 1500 патентов
Это может быть попыткой улучшить отношения с регуляторамиКитайская компания Xiaomi согласилась купить у Microsoft порядка 1500 патентов, которые, как ожидается, помогут ей создавать смартфоны, конкурентоспособные на зарубежных рынках, в первую очередь в США, пишут The Wall Street Journal и Financial Times. Стоимость сделки не разглашается.
Для Microsoft патентная сделка с Xiaomi – часть стратегии, направленной на монетизацию накопленной интеллектуальной собственности. Корпорация рассчитывает получать роялти от производителей электроники, использующих операционную систему Android. Как утверждается, эта ОС частично базируется на технологиях Microsoft. Кроме того, партнерство с Xiaomi, вероятно, поможет американской компании улучшить отношения с властями Китая. Китайские регуляторы ведут в отношении Microsoft антимонопольное расследование по поводу комплектации программного обеспечения.
Сделка совпала по времени с визитом генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы в Пекин. Представитель Microsoft сообщил, что Наделла отправляется в китайскую столицу в рамках турне по странам Азии, где он намерен встречаться с разработчиками. Представитель корпорации отказался уточнить, планирует ли Наделла в ходе визита встречаться с чиновниками из антимонопольных органов.
В 2014 г. Xiaomi стала одним из лидеров китайского рынка смартфонов во многом благодаря малозатратной схеме продаж через интернет. В 2015 г. компания продала более 70 млн смартфонов, на 9 млн больше, чем годом ранее. Однако по мере расширения бизнеса компании приходится увеличивать расходы на лицензионные отчисления, создание магазинов и улаживание конфликтов с зарубежными регуляторами. Так, по словам вице-президента Xiaomi Хуго Барра, его компания была вынуждена отложить начало продаж на бразильском рынке из-за неопределенности в правительственной политике латиноамериканской страны.
Выпала из пятерки
В IV квартале 2015 г. Xiaomi занимала пятое место на мировом рынке по числу отгрузок смартфонов – 4,6%. Однако в I квартале 2016 г. ее уже не было в пятерке лидеров. Зато впервые в нее вошли две другие китайские компании: OPPO (5,5% рынка) и vivo (4,3%).
Помимо соглашения о покупке патентов китайской стороной Xiaomi и Microsoft также заключили договор о взаимном лицензировании, подобный прошлогодним сделкам между Samsung Electronics и Dell. По условиям договора Xiaomi будет устанавливать программы Microsoft Office и Skype на некоторые из своих устройств, включая Mi 5, Mi Max, Redmi Note 3 и Mi 4S.
«Xiaomi, как и Microsoft, с уважением относится к интеллектуальной собственности, – говорит Ван Сян, старший вице-президент Xiaomi, отвечающий за стратегическое сотрудничество. – Мы уверены, что такое сотрудничество и наша ориентированность на долгосрочные инвестиции в интеллектуальную собственность позволят нам сформировать очень внушительный портфель патентов». За последние два года Xiaomi подала порядка 5700 заявок на патенты.
По словам представительницы Microsoft Дженнифер Крайдер, у Microsoft в портфеле более 60 000 патентов, так что пакет, продаваемый китайской компании, составляет лишь малую его часть. «Периодически мы заключаем такие сделки», – пояснила Крайдер.
В интервью The Wall Street Journal вице-президент Microsoft Джонатан Тинтер уточнил, что соглашение с Xiaomi охватывает патенты на средства беспроводной связи и некоторые другие технологии, в частности видео. «Масштаб нашего сотрудничества намного шире, чем в других подобных случаях», – сказал Тинтер.
Аналитики отмечают, что для западных компаний одним из мотивов к заключению крупных сделок с китайскими партнерами иногда становится желание улучшить отношение с местными регуляторами. К примеру, в мае Apple инвестировала $1 млрд в Didi Chuxing, китайский аналог компании Uber.