Рост мобильного трафика усложнит задачу трехлетнего хранения данных

Инвестиции операторов в развитие инфраструктуры будут ежегодно расти
Чтобы хранить трехлетний трафик, операторам потребуются новые и новые дата-центры
Чтобы хранить трехлетний трафик, операторам потребуются новые и новые дата-центры / Д. Абрамов / Ведомости

Ситуация осложняется еще и тем, что системы хранения скорее всего не смогут быть использованы повторно, считает источник в «Мегафоне». Таким образом, нужно будет каждый раз закупать новое оборудование для хранения информации, эти расходы станут постоянными, опасается он. В этом случае к 2020 г. ежегодные затраты операторов на хранение только интернет-трафика вырастут до $11,5 млрд, следует из расчетов «Ведомостей».

В 2015 г. суммарный трафик мобильного интернета в России вырос на 56% и составил 2,5 Эб (эксабайт, равен 1 млн терабайт). В среднем по миру в ближайшие пять лет мобильный трафик будет расти на 53% в год, прогнозирует Cisco. Исходя из этого к 2020 г. суммарный интернет-трафик всех мобильных операторов в России может увеличиться до 21 Эб, а суммарный трафик за три года (2018–2020) превысит 43 Эб.

В 2015 г. стоимость хранения одного петабайта данных мобильного трафика составила $0,79 млн, следует из материалов IDC. Каждый год она будет дешеветь примерно на 7–8%, прогнозирует аналитик IDC Михаил Попов.

Несмотря на это снижение, затраты операторов с каждым годом будут только расти, подсчитали «Ведомости». Если за три первых года им придется только для хранения интернет-трафика потратить почти $8,8 млрд, то с учетом возможности переиспользования уже установленных мощностей на следующий год им потребуется $4 млрд дополнительных инвестиций, а в 2020 г. дополнительные инвестиции составят $8,3 млрд (см. таблицу).

Закупать оборудование операторам действительно предстоит ежегодно, ведь количество информации будет увеличиваться с каждым годом, подтверждает Михаил Попов. Поскольку объем трафика будет расти за счет роста потребления одним абонентом и роста абонентской базы, это потребует регулярного увеличения мощностей оборудования для хранения данных и, как следствие, дополнительных расходов на эти цели, подтверждает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Суммы затрат сопоставимы с текущими капитальными инвестициями игроков «большой четверки», говорит партнер Deloitte Антон Шульга. Сейчас суммарно они составляют около $3 млрд. Кроме того, у большей части требуемой для такого хранения инфраструктуры относительно небольшой срок жизни – 3–4 года, говорит он. Затем инфраструктуру придется обновлять, а это значит, что инвестиции 2019–2020 гг. могут быть еще больше, рассуждает Шульга. Общий объем капитальных затрат заметно вырастет даже в режиме жесткой экономии, а значит, акционеры операторов потеряют в прибыли, прогнозирует он.

Затраты на создание и поддержку таких хранилищ примерно в 5 раз больше совокупной выручки операторов, сообщил гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Соответственно, стоимость мобильных услуг должна будет увеличиться аналогично, рассуждает он. Рост цен за услуги связи среди последствий принятия законопроекта называет и Шульга. Кроме того, этот рост цен, по его мнению, будет сопровождаться еще и ухудшением качества услуг, поскольку операторы будут вынуждены сильно экономить на основных капитальных затратах. У операторов не останется возможностей ни для поддержания, ни для развития сервисов, ухудшение которых незамедлительно ощутят клиенты, подтверждает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Ранее «Вымпелком» оценил свои возможные затраты на хранение данных в $18 млрд, «Мегафон» – в $20,8 млрд. Затраты в несколько раз превысят годовую выручку операторов, замечали они. Экспертный совет при правительстве России оценил суммарные затраты операторов на организацию хранения пользовательского контента (голосового, интернет-трафика и sms) в 5,2 трлн руб. в течение трех лет (свыше $77 млрд при нынешнем курсе).

Затраты МТС на организацию хранения контента в течение трех лет составят не менее $22,7 млрд, подсчитал ее представитель Дмитрий Солодовников. Эта сумма включает в основном расходы на закупку оборудования и аренду дата-центров и не учитывает затраты на строительство зданий новых ЦОДов, операционные расходы на обслуживание, энергоснабжение и кондиционирование серверов, закупку лицензий на ПО, умощнение сетей передачи данных и другие статьи расходов. Кроме того, затраты на создание систем вывода трафика и его обработки будут сопоставимы с затратами на его хранение, говорит Солодовников. Это означает, что создание этих систем поставит отрасль на грань коллапса, даже если сроки хранения информации будут сокращены, негодует представитель МТС.

Если данные по стоимости хранения верны, операторы каждый год будут вынуждены направлять на исполнение закона весь свой свободный денежный поток и на выплату дивидендов ничего не останется, говорит аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Правда, к 2020 г. темпы роста трафика передачи данных и снижение стоимости хранения должны выравняться, считает он. В любом случае строительство и расширение систем хранения данных для абонентов обернется резким и значительным повышением тарифов, уверен Нигматуллин.

Чтобы хранить трехлетний трафик, операторам потребуются новые и новые дата-центры