Кинотеатрам и телеканалам предлагают профинансировать русское кино
Правительство обсуждает дополнительные сборы в пользу отечественных кинокомпанийПравительство вновь проработает вопрос о сборах с кинотеатров (в том числе с онлайн-кинотеатров) и телеканалов в пользу отечественных кинокомпаний. Это следует из письма президенту Владимиру Путину от его помощника Андрея Белоусова, датированного 27 апреля (копия есть у «Ведомостей»): на письме резолюция Путина «согласен».
Белоусов ссылается на идею Министерства культуры собирать для дополнительной поддержки отечественной кинематографии 3% с доходов кинотеатров и 0,5% доходов с онлайн-кинотеатров и телеканалов, которые показывают фильмы. К примеру, билет в кино в среднем стоит 270 руб., при введении сборов он подорожает на 8,1 руб., приводит в письме данные министерства Белоусов. В результате, по расчетам министерства, кинокомпании могут получать от кинотеатров и телеканалов 3–4 млрд руб. в год, резюмирует он и предлагает поручить правительству проработать соответствующие механизмы и доложить до 1 июля.
Получателем средств предлагается назначить государственный Фонд кино.
Пресс-служба Минкульта, пресс-секретари президента и премьер-министра не ответили на запрос «Ведомостей». Замминистра связи Алексей Волин подтвердил, что министерство получило из правительства копию письма. Федеральный чиновник подтвердил наличие письма Белоусова и то, что Путин согласился с необходимостью проработать идею.
В этом году из федерального бюджета на поддержку отечественной кинематографии было выделено 5,1 млрд руб. Из них около 3 млрд руб. получил Фонд кино.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2015 г. телеканалы страны заработали только на рекламе (это основной источник доходов) 136,7 млрд руб. Если идея Минкультуры будет поддержана, они будут платить в Фонд кино около 0,7 млрд руб. в год (впрочем, не все каналы транслируют российское кино). На билеты в кино жители России в прошлом году, по данным журнала Фонда кино, потратили 43,4 млрд руб., 3% от этой суммы – 1,3 млрд руб. Наконец, по данным J’son & Partners Consulting, в 2015 г. выручка всех интернет-видеосервисов (включая платформы операторов, сервисы телеканалов) выросла на 15% до 8,5 млрд руб. Выручка только онлайн-кинотеатров составила 5,9 млрд руб. Это еще 0,03 млрд руб. Итого, по расчетам «Ведомостей», Фонд кино может получать 2 млрд руб. ежегодно.
Чиновники не впервые обсуждают идею сборов с кинотеатров и телекомпаний для дополнительной поддержки отечественного производства. Они приводят в пример так называемую французскую модель: там национальный фонд поддержки кино формируется прежде всего за счет отчислений кинотеатров и телеканалов. Впервые использовать такую модель предложил бывший исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков еще в 2011 г. Идея неоднократно обсуждалась на правительственном совете по кино, но так и не была поддержана.
Против выступали не только кинотеатры и телеканалы, но и сами российские продюсеры. Они указывали, что в России не хватает кинотеатров и владельцы кинотеатров активно инвестируют в развитие – лишить их части прибыли – значит уменьшить потенциальное число новых кинозалов и, соответственно, лишиться части кинокассы. Продюсеры также опасались, что отечественные фильмы в такой ситуации будут получать меньшую поддержку кинотеатров и федеральных каналов при продвижении. Вчера руководители двух киносетей вновь подтвердили, что выступают резко против введения таких сборов.
«После обсуждения идеи с телекомпаниями мы полагаем, что введение сборов с ТВ в пользу кинокомпаний лишь нанесет вред отечественной кинематографии, – заявил «Ведомостям» Волин. – Отечественное кино занимает минимальную часть эфира российских каналов, большая его часть – сериалы, телефильмы и шоу, поэтому нельзя сказать, что существенную часть рекламной выручки телекомпании получают за счет кино и могли бы ею поделиться». Кроме того, напоминает Волин, телеканалы и так финансируют отечественную кинематографию, когда покупают права на показ фильмов в эфире, а многие отечественные премьеры не обходятся без информационной поддержки крупнейших телеканалов: «Если сборы будут введены, каналы, естественно, снизят стоимость таких закупок и, вполне вероятно, объем информационной поддержки». Впрочем, в кризис каналы и так резко снизили закупки, говорит один из продюсеров.
«Инициатива очень странная, кинопрокат и цифровая дистрибуция – естественный, прямой канал финансирования производства фильмов, – говорит директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. – Рынок онлайн-кинотеатров растет, но рентабельность этого бизнеса минимальна. Никаких внутренних резервов там нет. Российские онлайн-кинотеатры и так изо всех сил продвигают отечественный контент и внутри страны, и на внешних рынках, сотрудничают с Фондом кино, с Роскино. Я уверен, что дополнительные деньги на российское кинопроизводство надо искать у тех, кто ничего не отчисляет правообладателям, т. е. у пиратов».
Идея поиска дополнительных источников финансирования отечественного кино очень актуальна, говорит исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев: «Мы видим по заявкам в фонд, что качество российских проектов растет, есть много достойных заявок, и мы сейчас не можем профинансировать все». Конкретные предложения по сборам он комментировать отказался, сославшись на то, что не видел документов.