В России могут закрыться пункты коллективного доступа в интернет

Они непопулярны, а на их содержание не хватает денег
Самым крупным оператором пунктов коллективного доступа является «Почта России»
Самым крупным оператором пунктов коллективного доступа является «Почта России» / М. Сергеев / Ведомости

«Ростелеком» просит своих партнеров, обслуживающих пункты коллективного доступа (ПКД) в интернет, приостановить исполнение договоров с 11 июня 2016 г. Об этом говорится в письме «Ростелекома», направленного операторам (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Оператор объясняет это тем, что получает из бюджета на оказание универсальных услуг связи, к которым относится и интернет-доступ в ПКД, в 2016 г. меньше, чем предусмотрено его договором с Россвязью, следует из письма.

Получение письма подтвердили менеджеры двух компаний – партнеров «Ростелекома». По словам одного из них, пока «Ростелеком» задерживает плату за обслуживание ПКД за I квартал 2016 г., мотивируя это тем, что сам не получил от Россвязи денег по контракту с ней на оказание социально значимых (универсальных) услуг связи.

В России сейчас чуть менее 21 000 ПКД, расположенных в населенных пунктах с населением свыше 500 человек, рассказывает источник, близкий к «Ростелекому». По его словам, больше всего таких пунктов (около 15 000) расположено в отделениях «Почты России». В 2015 г. почта получила от «Ростелекома» за обслуживание своих ПКД 2,124 млрд руб.

Непопулярный интернет

564 Гб составил в 2015 г. трафик всех российских ПКД, согласно данным Россвязи. По сравнению с 2014 г. он снизился на 10%. Исходя из количества ПКД, трафик на каждом из них в среднем за год составил 27 Мб

Убытки от эксплуатации ПКД государство компенсирует «Ростелекому» (а тот в свою очередь – своим партнерам) из специального фонда универсального обслуживания. Все российские компании связи отчисляют в него 1,2% своей выручки. Из этого же фонда финансируется обслуживание универсальных таксофонов, а также проект по ликвидации цифрового неравенства, который также реализует «Ростелеком». В мае 2014 г. он заключил с Россвязью 10-летний контракт: по его условиям оператор должен организовать в населенных пунктах, где установлены таксофоны и проживает 250–500 человек, доступ в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с.

О том, что замораживание работы ПКД обсуждалось, слышал представитель Россвязи Владимир Калинин. Причина – дефицит фонда универсального обслуживания, подтверждает он. Чем закончилось обсуждение, Калинин не знает. Из-за недостаточного финансирования программу ликвидации цифрового неравенства, возможно, придется корректировать, цитировал ранее «Интерфакс» руководителя Россвязи Олега Духовницкого.

В 2016 г. «Ростелеком» недополучит из федерального бюджета 6,9 млрд руб. по контракту на устранение цифрового неравенства, заявил в марте 2016 г. министр связи Николай Никифоров. В резерв универсального обслуживания, из которого финансируется эта программа, в 2016 г. должно поступить 13,8 млрд руб., но не все эти средства идут на расчеты с «Ростелекомом» – часть расходуется по статьям, не связанным с отраслью связи, объяснил министр. Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев тогда говорил, что по контрактам на оказание универсальных услуг, заключенным до 1 июля 2014 г., задолженность государства перед «Ростелекомом» составляет 3,6 млрд руб. Ассигнования на погашение этого долга предусмотрены, в частности, в бюджете 2016 г., уточнил он.

В 2014 г. Россвязь собрала в универсальный резерв 14,3 млрд руб., в 2015 г. – 13,8 млрд руб. В 2015 г. «Ростелеком» по условиям контракта должен был получить из резерва 9,9 млрд руб., но в бюджете на универсальные услуги связи было предусмотрено чуть более 7,4 млрд руб., рассказывал ранее Калинин. В 2016 г. на универсальные услуги в бюджете предусмотрено чуть более 7,9 млрд руб. Кроме того, Россвязь обсуждает с Минкомсвязи и Минфином вопрос о внесении до конца весенней сессии Госдумы в закон о бюджете-2016 поправок, предусматривающих выделение на программу еще чуть менее 3,2 млрд руб., говорил он в марте.

В контракте с Россвязью говорится, что оператор в случае существенного недофинансирования имеет право сократить объем оказания услуг, и сейчас обсуждается, каким образом «Ростелеком» может воспользоваться этим правом, знает близкий к оператору источник. При этом программу строительства точек доступа в интернет на селе планируется сохранить, таксофоны также сохранятся, надеется он. Безболезненно может произойти только сокращение ПКД, из-за того что спрос на их услуги невелик (см. врез), считает он. В населенных пунктах, где они работают, как правило, есть альтернативные способы доступа в интернет, в том числе фиксированный или мобильный доступ, уверяет собеседник «Ведомостей».

Менеджер одной из компаний – партнеров «Ростелекома» не исключает, что будет обслуживать пункты коллективного доступа и после 11 июня. Спрос на их услуги есть – там, где работает компания, у пользователей зачастую нет альтернативного доступа в интернет, утверждает он.

Представители Минкомсвязи, «Ростелекома» и Россвязи отказались от комментариев. Представители Минфина не ответили на вопросы «Ведомостей».