Американские стартапы смогут продавать акции розничным инвесторам через интернет

Для этого будут использоваться краудфандинговые порталы
Американские стартапы вскоре смогут продавать акции розничным инвесторам через интернет
Американские стартапы вскоре смогут продавать акции розничным инвесторам через интернет / С. Портер / Ведомости

Новые правила, действующие с понедельника, позволяют стартапам и прочим малым компаниям привлекать через интернет розничные инвестиции на общую сумму до $1 млн за 12 месяцев. Прежде в финансировании стартапов могли участвовать лишь так называемые аккредитованные инвесторы. Изменения в правилах основаны на положениях закона от 2012 г. о запуске бизнеса стартапов (JOBS Act).

Впрочем, даже сторонники краудфандинга признают, что новая схема будет внедряться медленно из-за непривычности и сложности процедур, высокой себестоимости и необходимости декларирования. По новым правилам компании должны привлекать инвестиции через зарегистрированных брокеров-дилеров или через специальные порталы финансирования, получившие одобрение регулирующих органов. По данным американской службы регулирования отрасли финансовых услуг (FINRA), о желании работать по такой схеме официально заявили 10 брокеров-дилеров, более 40 компаний подали заявление на получение статуса портала финансирования. Как сообщил представитель FINRA, к 11 мая эта организация одобрила пять таких заявлений, четыре заявления были отозваны, остальные «либо отложены в ожидании предоставления необходимой информации, либо находятся на рассмотрении».

Владельцы краудфандингового сайта Indiegogo надеются начать сделки с ценными бумагами в этом году. «Венчурные инвестиции – естественная фаза в развитии для многих наших предпринимателей, – говорит Дэвид Манделброт, генеральный директор Indiegogo. – И вот впервые создается ситуация, при которой участниками этого рынка может стать каждый».

Сайт AngelList.com, служащий для поиска стартапами состоятельных инвесторов, планирует наладить партнерство с порталом Republic.co, который сейчас ожидает одобрения заявки регуляторами и вскоре должен открыться. «Мы хотим создать для компаний единую среду, в которой они будут привлекать средства на AngelList и затем добирать инвестиции путем краудфандинга», – говорит Навал Равикант, основатель AngelList.

Kickstarter, крупнейший краудфандинговый сайт, использующий премиальную схему, не планирует расширять бизнес за счет операций с ценными бумагами. «Наша задача – помочь креативным проектам развиться, но не все креативные идеи связаны с инвестиционными механизмами», – объясняет представитель Kickstarter.

В большинстве штатов компании уже могут привлекать инвестиции от обычных граждан, но пока очень немногие пользуются этой возможностью: предприниматели обычно опасаются иметь дело с множеством розничных инвесторов. Возможно, новая схема заинтересует компании, желающие установить тесные связи с потенциальными клиентами.

Введенные правила позволяют частным лицам с доходом менее $100 000 инвестировать до 5% годового дохода в небольшие пакеты акций в течение 12 месяцев. Те, чей годовой доход или состояние превышает $100 000, могут тратить на эти цели до 10% от дохода.

При использовании новой схемы расходы предпринимателей выше, а предъявляемые требования жестче, чем при работе с Kickstarter. В частности, компании должны предоставлять информацию о своем финансовом состоянии и планах применения привлекаемых средств. Необходимо также ежегодно публиковать финансовые итоги, проверенные независимым аудитором.

Размер комиссионных может варьироваться. NextSeed планирует взимать от 5 до 10% от привлеченных средств, SeedInvest – 5% плюс пакет акций также размером 5%. Wefunder будет взимать по 3% с эмитентов и по 2% с инвесторов.

Перевел Александр Силонов