Американские стартапы смогут продавать акции розничным инвесторам через интернет
Для этого будут использоваться краудфандинговые порталыНовые правила, действующие с понедельника, позволяют стартапам и прочим малым компаниям привлекать через интернет розничные инвестиции на общую сумму до $1 млн за 12 месяцев. Прежде в финансировании стартапов могли участвовать лишь так называемые аккредитованные инвесторы. Изменения в правилах основаны на положениях закона от 2012 г. о запуске бизнеса стартапов (JOBS Act).
Впрочем, даже сторонники краудфандинга признают, что новая схема будет внедряться медленно из-за непривычности и сложности процедур, высокой себестоимости и необходимости декларирования. По новым правилам компании должны привлекать инвестиции через зарегистрированных брокеров-дилеров или через специальные порталы финансирования, получившие одобрение регулирующих органов. По данным американской службы регулирования отрасли финансовых услуг (FINRA), о желании работать по такой схеме официально заявили 10 брокеров-дилеров, более 40 компаний подали заявление на получение статуса портала финансирования. Как сообщил представитель FINRA, к 11 мая эта организация одобрила пять таких заявлений, четыре заявления были отозваны, остальные «либо отложены в ожидании предоставления необходимой информации, либо находятся на рассмотрении».
Владельцы краудфандингового сайта Indiegogo надеются начать сделки с ценными бумагами в этом году. «Венчурные инвестиции – естественная фаза в развитии для многих наших предпринимателей, – говорит Дэвид Манделброт, генеральный директор Indiegogo. – И вот впервые создается ситуация, при которой участниками этого рынка может стать каждый».
Сайт AngelList.com, служащий для поиска стартапами состоятельных инвесторов, планирует наладить партнерство с порталом Republic.co, который сейчас ожидает одобрения заявки регуляторами и вскоре должен открыться. «Мы хотим создать для компаний единую среду, в которой они будут привлекать средства на AngelList и затем добирать инвестиции путем краудфандинга», – говорит Навал Равикант, основатель AngelList.
Kickstarter, крупнейший краудфандинговый сайт, использующий премиальную схему, не планирует расширять бизнес за счет операций с ценными бумагами. «Наша задача – помочь креативным проектам развиться, но не все креативные идеи связаны с инвестиционными механизмами», – объясняет представитель Kickstarter.
В большинстве штатов компании уже могут привлекать инвестиции от обычных граждан, но пока очень немногие пользуются этой возможностью: предприниматели обычно опасаются иметь дело с множеством розничных инвесторов. Возможно, новая схема заинтересует компании, желающие установить тесные связи с потенциальными клиентами.
Введенные правила позволяют частным лицам с доходом менее $100 000 инвестировать до 5% годового дохода в небольшие пакеты акций в течение 12 месяцев. Те, чей годовой доход или состояние превышает $100 000, могут тратить на эти цели до 10% от дохода.
При использовании новой схемы расходы предпринимателей выше, а предъявляемые требования жестче, чем при работе с Kickstarter. В частности, компании должны предоставлять информацию о своем финансовом состоянии и планах применения привлекаемых средств. Необходимо также ежегодно публиковать финансовые итоги, проверенные независимым аудитором.
Размер комиссионных может варьироваться. NextSeed планирует взимать от 5 до 10% от привлеченных средств, SeedInvest – 5% плюс пакет акций также размером 5%. Wefunder будет взимать по 3% с эмитентов и по 2% с инвесторов.
Перевел Александр Силонов