Предприниматель Зиявудин Магомедов повторно вложился в транспортную идею Илона Маска

Реализующая ее компания Hyperloop One вчера провела первый успешный тест
Полигон для тестирования hyperloop строится в пустыне
Полигон для тестирования hyperloop строится в пустыне / Hyperloop Technologies

Фонд Caspian VC Зиявудина Магомедова вложился в проект Hyperloop Technologies в ходе инвестраунда объемом $80 млн, следует из американской базы стартапов CrunchBase. Представитель Магомедова Екатерина Гришковец подтвердила «Ведомостям» инвестицию. Помимо Caspian VC в инвестраунде участвовали уже вкладывавшиеся в Hyperloop Technologies фонды Sherpa Ventures, EightVC, ZhenFund, а также новые фонды 137 Ventures, Khosla Ventures, Fast Digital, Western Technology Investment (WTI), SNCF. Hyperloop Technologies также сменила название на Hyperloop One, чтобы ее не путали с ее основным конкурентом – Hyperloop Transportation Technologies (HTT).

Это уже второй раунд инвестиций в Hyperloop One. В предыдущем раунде компания привлекла $11,1 млн инвестиций, часть из которых также поступила от Caspian VC Магомедова. О том, что владелец группы «Сумма» Магомедов создал венчурный фонд Caspian VC Partners с капиталом $150 млн (в будущем сумма может вырасти до $300 млн), стало известно в сентябре 2015 г. К тому моменту Caspian VC уже вложился в Uber, Uber China, Peek Travel, Diamond Foundry, сообщал представитель фонда.

Hyperloop (в переводе на русский – гиперпетля) – транспортный проект по идее миллиардера Илона Маска, известного своими проектами электромобиля Tesla, частной космической компании SpaceX и платежной системы PayPal. Сам Маск в воплощении своей идеи в жизнь не участвует. Hyperloop – это капсула на воздушных подушках, которая должна перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч – близкой к скорости звука. Hyperloop One планирует создать полноценную транспортную систему к 2020 г. Первые испытания прошли вчера в США в пустыне возле Лас-Вегаса.

Строительство полигона для тестирования технологии к северу от Лас-Вегаса Hyperloop One начала в декабре 2015 г. Он включает в себя трек длиной в полмили на открытом воздухе, который и использовался во время испытаний.

Чтобы снизить расходы, компания разделила технологию на разные части: левитацию, схему работы двигателя и трубы, а затем исследовала, как максимально экономно воплотить каждую из них. Реактивный механизм, приводящий капсулы в движение, который Hyperloop One тестировала в среду, – первая часть проекта. Трехметровые сани с реактивным двигателем рванулись вперед по рельсам в течение 2 с со скоростью 190 км/ч и затормозили с помощью песка, поскольку компания еще не построила тормозной механизм. В санях не было никаких пассажиров.

Hyperloop One и HTT конкурируют друг с другом, кто из них первой воплотит идею Маска. Изначально Маск предполагал, что капсулы будут парить при помощи сжимаемого компрессорами воздуха, подобно некоторым столам для аэрохоккея. В Hyperloop Technologies по-прежнему рассматривают этот метод, но обе компании сейчас склоняются к технологии магнитной левитации, уже используемой для поездов на магнитной подушке (маглевов). В этом случае для подъема вагонов обычно используются мощные электромагниты, требующие много энергии, и иногда дорогие системы охлаждения. В понедельник HTT сообщила, что придумала способ поднимать hyperloop-капсулы, используя постоянные магниты, новая технология дешевле и сберегает больше энергии, чем предыдущая.

Hyperloop может повторить историю маглевов – технически возможной транспортной технологии, которую было сложно реализовать по финансовым причинам. Маглев был впервые успешно продемонстрирован в 1971 г., однако их коммерческое использование началось только в 2004 г. в Шанхае. Строительство пути длиной около 30 км в Шанхае обошлось в $40 млн за 1 км. При этом ожидается, что путь длиной почти 290 км в Японии будет стоить примерно $150 млн за 1 км. По оценкам Маска, строительство hyperloop между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом обойдется в $6 млрд (или около $7 млн за 1 км), что в 10 с лишним раз дешевле строительства высокоскоростной железной дороги на этом маршруте. Эксперты и представители Hyperloop Technologies считают оценку Маска низкой. В HTT заявляют, что могут построить трек за $3,1–12,5 млн за 1 км.