Новые технологии позволяют производственным роботам взаимодействовать с человеком
Это поможет автоматизации небольших предприятийПрогулка по цехам завода SEW-Eurodrive в Баден-Вюртемберге напоминает путешествие во времени. В одном конце видишь рабочих, стоящих вдоль тускло освещенного конвейера и выполняющих монотонно повторяющиеся операции. В другом – по полу снуют роботизированные тележки, развозящие грузы по местам. В каком-то небольшом закутке человек на роботизированном рабочем месте собирает механизмы, которыми потом будут оснащаться линии по производству различной продукции – от автомобиля до банок кока-колы.
Поодаль работает автоматический манипулятор Carmen, помогающий загружать машины или вынимать комплектующие из контейнеров. Здесь освещение ярче, а рабочие выглядят более радостно. «Все размещено так, как мне удобно, – говорит Юрген Хайдеманн, работающий в SEW уже 40 лет. – Мне не приходится поднимать тяжести. Это очень здорово, ведь я сам собираю всю систему до конца. А на старом конвейере я изготавливал только одну деталь».
Хайдеманн относится к новой категории промышленных рабочих, учащихся действовать совместно с современными роботизированными системами. Традиционно роботы функционировали в отдельном закрытом пространстве, так как их массивность и быстрота движений создавали опасность для окружающих. К тому же для постановки заданий для роботов требовались квалифицированные программисты, а перепрограммировать автомат было непросто.
Новейшие роботы стали легче, их ввод в строй – проще, а наличие сенсоров и компьютерного зрения позволяет им безопасно работать рядом с людьми. Если вы встанете на пути движущегося робота, он остановится. Чтобы перепрограммировать его, достаточно вставить другую карточку или просто перевести его манипуляторы в новое положение, традиционное программирование не требуется. Если же данный робот понадобится в другом цеху, доставить его туда будет несложно.
Подобных роботов, превратившихся в полноценных сотрудников, называют коботами. Пока они остаются редкой новинкой – из 240 000 всех промышленных роботов, проданных в прошлом году в мире, коботов было менее 5%. Но специалисты уверяют, что эти автоматы могут произвести революцию в промышленности, что особенно важно для небольших компаний, на которые приходится около 70% всего мирового производства.
Для многих компаний автоматизация оказалась непосильной задачей, что неудивительно, учитывая затраты на традиционных роботов. Но при почасовой оплате труда в $11,8 для США или 7,4 фунта стерлингов для Великобритании внедрение роботов окупается в течение нескольких месяцев. Джеймс Стетлер, аналитик из Barclays Capital, полагает, что обороты на рынке коботов, составлявшие в прошлом году чуть больше $100 млн, к 2020 г. вырастут до $3 млрд.
«Очень многие мечтали о таком прорыве, – говорит Джесс Рошелл, инженер из флоридской компании Stenner Pump. – Малым и средним предприятиям недорогие коботы помогают повысить конкурентоспособность». Компания Stenner, штат которой насчитывает 90 человек, полтора года назад приобрела кобота Baxter, выпущенного Rethink Robotics. Этот необычный сотрудник с двумя механическими руками-манипуляторами используется для транспортировки продукции из производственного цеха в упаковочный, сокращая потребность в ручном труде на 75%.
В то же время появление коботов в цехах может вызвать значительное сокращение рабочих мест. По оценкам Карла Фрея и Майкла Осборна, экономистов из Оксфордского университета, автоматизация грозит экономике США сокращением почти половины рабочих мест. Чем более гибкими в настройке и адаптации будут становиться роботы, тем выше этот риск. Разработчики роботов утверждают, что такие опасения необоснованны, поскольку автоматизированные сотрудники всего лишь помогают выполнять «скучную, грязную и опасную работу», за которую не хотят или не могут браться люди.
Однако полная информация о возможностях коботов обычно не раскрывается. Профсоюзы в большинстве своем пока еще не осознали возможную угрозу, но рабочие некоторых американских предприятий уже всерьез опасаются, что массовое внедрение роботов лишит их работы. Такие опасения были и на заводе Nissan в штате Теннесси, но потом, как утверждает менеджер завода Джо Шелтон, оказалось, что страхи напрасны: никто не был уволен, люди и роботы трудятся рядом, производство оптимизировалось.
Стефан Майяр, уже 13 лет работающий на заводе Airbus, говорит, что робот, сверлящий отверстия для заклепок в фюзеляжах, не заменил его, а изменил характер его работы: «Раньше все делалось вручную, сейчас я скорее управляю этим роботом. Никто из наших сотрудников не хотел бы вернуться к старому процессу».
Перевел Александр Силонов