Период быстрого роста на рынке смартфонов подходит к концу
Об этом говорят финансовые показатели ведущих вендоровВо вторник корейская компания Samsung Electronics опубликовала итоги очередного квартала – прибыль подразделения мобильных телефонов существенно выросла по сравнению с прошлогодней, но на результат повлиял выпуск новой флагманской модели Galaxy S7. Сотовое подразделение другой корейской компании, LG Electronics, уже третий квартал подряд терпит убытки. Даже американская Apple, намного опережающая всех конкурентов по прибыльности производства смартфонов, зафиксировала в очередном квартале снижение прибыли и – впервые за последние 13 лет – сокращение выручки.
LG рассчитывает улучшить свои финансовые показатели благодаря новой модели G5, поступившей в продажу в апреле. Однако в целом условия на рынке смартфонов кардинально меняются: этот рынок впервые в своей истории перестал расти. По оценке аналитиков Strategy Analytics, за первые три месяца года объем общемировых поставок составил 335 млн шт., на 3% меньше прошлогоднего результата. Другая исследовательская фирма, IDC, зафиксировала рост в данном сегменте, но и, по ее оценке, он составил всего 0,2%.
В результате насыщения на рынках развитых стран и резкого обострения конкуренции в Индии, Индонезии и Латинской Америке более слабые игроки выбывают из борьбы, а у остающихся снижается прибыль. Эта проблема затронула и поставщиков комплектующих. Подразделение Sony, выпускающее такие компоненты, как сенсоры для смартфонов, в завершившемся квартале получило убыток в 28,6 млрд иен ($264 млн), тогда как аналогичный период прошлого года принес прибыль в 89 млрд иен. «Сегмент смартфонов теперь стал отраслью с низким темпом роста, – признает финансовый директор Sony Кенитиро Йосида. – Мы переоценили спрос».
У подразделения мобильных устройств Samsung в I квартале операционная прибыль выросла по сравнению с 2015 г. на 42% – это самый значительный рост начиная со II квартала 2013 г. Маржа подразделения выросла за год с 11 до 14%. Однако аналитиков эти успехи не впечатляют. Шелли Чан, директор сеульского офиса Fitch Ratings, полагает, что Samsung вряд ли удастся сохранить нынешние темпы роста прибыли. «Смартфоны превратились в товар широкого потребления, – констатирует Чан. – У каждого есть смартфон, даже в развивающихся странах. Оживление бизнеса Samsung, по-видимому, будет кратковременным. Качество моделей нижнего ценового диапазона растет, конкуренция усиливается, и производителям все труднее выделить свою продукцию на фоне остальных».
Инвесторов показатели Samsung также не воодушевили – акции корейского гиганта после публикации квартальных итогов подешевели на 2,7%.
Выход на рынок Galaxy S7 успел положительно повлиять на итоги I квартала в отличие от прошлого года – модель Galaxy S6 появилась примерно на месяц позже. Сотовые операторы активно продвигали устройства S7, особенно версию со скругленными краями, Galaxy S7 Edge, которая, по словам вице-президента Samsung Ли Кён-тэ, почти мгновенно раскупалась при поступлении в продажу в США, Китае и на Ближнем Востоке.
Финансовые показатели Samsung в ближайшие кварталы, скорее всего, будут более скромными, поскольку вскоре ожидается выпуск новых флагманских моделей у конкурирующих компаний, а у самого Samsung столь эффектных новинок не ожидается. Кроме того, нынешнему успеху Samsung на зарубежных рынках способствовала слабость южнокорейской валюты, а ее курс в дальнейшем, по-видимому, будет укрепляться.
Если в последние несколько кварталов производство полупроводниковой продукции компенсировало проблемы в подразделении телефонов, то теперь на это рассчитывать не приходится. Рынок микросхем достиг насыщения, и спрос здесь упал. Вклад полупроводникового подразделения в общую прибыль Samsung оказался самым низким за последние два года. Прибыль подразделения сократилась по сравнению с прошлогодней на 10%, маржа, когда-то достигавшая 30%, упала до 24%.
Перевел Александр Силонов