Артисты уходят из РАО
Баста, Стас Намин и Виктор Дробыш недовольны работой авторского обществаМузыканты Стас Намин и Василий Вакуленко (Баста), а также продюсер и композитор Виктор Дробыш объявили на конференции в Госдуме, что изымают свои произведения из управления РАО.
Эта организация по решению правительства собирает вознаграждение в пользу авторов с радиостанций, телеканалов, организаторов концертов и т. д. В 2014 г. сборы составили 4,6 млрд руб.
Музыканты недовольны, как РАО собирает и выплачивает авторские отчисления, в том числе те, которые собираются при проведении концертов. Намин рассказал, что ничего не получает от РАО, хотя является автором популярных песен, которые много лет исполняются на концертах и звучат на радиостанциях. Вакуленко говорит, что дает не меньше сотни концертов в год, при этом получает от РАО всего 70 000–80 000 руб. в год. Намин не исключает, что передаст свои права в управление другой организации, но какой именно – пока не раскрывает.
Из-под управления РАО свои права также забрали певица Нюша, певцы Иван Дорн, Вячеслав Бутусов, Константин Меладзе, Доминик Джокер (Александр Бреславский), композиторы Павел Есенин, Эраст Чантурия, рассказал «Ведомостям» источник на музыкальном рынке. Это подтвердил представитель Первого музыкального издательства (ПМИ), управляющего правами этих авторов по договору. Доминик Джокер сказал «Ведомостям», что ни в чем не обвиняет РАО, но ему будет удобнее самому управлять своими правами и контролировать, сколько продается билетов на его концертах.
Представитель РАО также говорит, что ПМИ обратилось в общество с просьбой об изъятии из его репертуара прав некоторых музыкантов. Заявлений об изъятии прав от Намина, Вакуленко и Дробыша РАО пока не получало, добавил он.
Директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов считает, что решение музыкантов либо не продумано, либо продиктовано не финансовыми причинами. С одной стороны, артистам проще работать только с организаторами концертов и получать полную сумму вознаграждения от них без участия посредников в виде авторских обществ, рассуждает он. С другой – это вносит хаос на рынок: если права из РАО изымаются полностью, то каким образом артисты будут получать вознаграждение от радиостанций и телеканалов, каким образом медиакомпании должны разделять в отчетности авторов, работающих с РАО и не работающих с ним, спрашивает он.