Жители России покупают меньше книг, но платят за них дороже

Издатели объясняют рост цен увеличением затрат – на бумагу, печать и логистику
Российские покупатели до прошлого года почти не чувствовали повышения цен на книги
Российские покупатели до прошлого года почти не чувствовали повышения цен на книги / Е. Кузьмина / Ведомости

В 2015 г. жители России купили книг на общую сумму 51,8 млрд руб., что на 2,1% больше, чем годом ранее, подсчитали аналитики журнала «Книжная индустрия». Они учитывают весь книжный рынок, кроме покупок учебной литературы на бюджетные средства. В 2014 г. на рынке тоже был небольшой рост (плюс 0,71%), а до этого доходы издателей падали шесть лет подряд, начиная с кризисного 2008 года. Впрочем, с учетом инфляции (12,9% в 2015 г., по данным Росстата) фактические продажи книг продолжают снижаться, отмечают аналитики «Книжной индустрии».

Продолжает падать и число проданных книг: в прошлом году оно уменьшилось на 10,3% (в 2014 г. минус 13,1%). Рынок растет в деньгах за счет подорожания книг. Отпускные цены на них с 2008 г. ежегодно увеличивались в среднем на 8–12%, а в прошлом году издательства подняли отпускные цены на 10–20%, рассказала «Ведомостям» главный редактор «Книжной индустрии» Светлана Зорина. Покупатели до последнего не чувствовали такого подорожания: благодаря скидочным программам магазинов средняя цена книги в рознице увеличивалась примерно на 2%. Лишь в 2015 г. выросла сразу на 13,6% до 217,2 руб., следует из отчета «Книжной индустрии».

Подорожание книг издатели объясняют прежде всего ростом стоимости бумаги и печати. «Книжная индустрия» пишет, что цены на сырье удалось удержать в «разумном диапазоне». Но гендиректор «Альпина паблишер» Алексей Ильин говорит, что бумага в России подорожала сразу на 40%, типографские услуги – на 10–15%. Это издательство в прошлом году реализовало на 22% больше книг, чем годом ранее, и выручило за них на 27,5% больше денег. Гендиректор «Азбука-Аттикус» Леонид Шкурович говорит о подорожании бумаги и услуг типографий на 30%. Продажи этого издательства в 2015 г. выросли на 25% в деньгах и на 4% в штуках.

Бумажный сговор

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная налоговая служба сообщили в начале апреля, что по поручению президента России Владимира Путина проверят на предмет возможного картельного сговора отечественных поставщиков бумаги. Резкий рост цен на продукцию ЦБК может объясняться «обширным гигантским картельным сговором среди посредников», заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Также цены на книги растут из-за подорожания прав на перевод и издание иностранной литературы, говорит Ильин. Выросли ставки аренды, стоимость кредитов, затраты на транспорт и хранение, добавляет Шкурович. В результате издатели оказались в непростой ситуации: их затраты резко выросли, но повышать цены теми же темпами было опасно – на полках магазинов лежит много изданий прошлых лет, отпечатанных в других экономических условиях, объясняет Ильин, поэтому они поднимали цены осторожно и не на все наименования. В результате рост затрат издатели компенсировать так и не смогли, полагает он. Так, выборочно поднимал цены на книги крупнейший российский издатель «Эксмо-АСТ», пишет журнал «Книжная индустрия», «в среднем по каталогу» повышение составило лишь 5%.

Шкурович говорит, что для улучшения финансовых показателей издатели очищали свои портфели от нерентабельных наименований и целых категорий книг. По данным «Книжной индустрии», впрочем, выходит по-другому: число наименований книг у большинства издателей выросло, зато снизился средний тираж.

В этом году отпускные цены издателей вновь вырастут на 10–20%, полагает «Книжная индустрия».

Большую часть книг жители России продолжают покупать в традиционных книжных магазинах (почти 72% экземпляров в прошлом году). Крупнейшим продавцом остается «Новый книжный – Буквоед», который среди прочих принадлежит совладельцам издательства «Эксмо-АСТ» Олегу Новикову и Андрею Гредасову. Уже больше 15% книг россияне покупают через интернет. Доля онлайн-продаж за год выросла почти на 2 процентных пункта. Оставшиеся книги продаются через киоски и обычные, в том числе продуктовые, магазины.