«Транстелеком» может избавиться от розничного бизнеса

Продажу сетей широкополосного доступа он обсуждал с крупнейшими конкурентами
«Транстелеком» не против уйти с рынка широкополосного доступа в интернет
«Транстелеком» не против уйти с рынка широкополосного доступа в интернет / А. Махонин / Ведомости

«Транстелеком» (ТТК) рассматривает возможность избавиться от розничных сетей широкополосного доступа (ШПД) и платного ТВ – вопрос о продаже этих активов его менеджеры предварительно обсуждали с другими участниками рынка. Об этом «Ведомостям» рассказали люди, близкие к нескольким операторам.

В частности, вопрос о продаже розницы обсуждал с ТТК «Ростелеком», знает человек, близкий к госоператору. Никаких договоренностей в ходе обсуждения достигнуто не было, утверждает он. Представители ТТК обсуждали с МТС продажу как розничного, так и магистрального бизнеса, утверждает человек, близкий к этому сотовому оператору. При этом продать саму магистральную сеть ТТК не может, поскольку сам арендует ее у своего акционера РЖД, речь шла именно о продаже магистрального бизнеса – контрактов с пользователями ее услуг, уточняет он.

По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2015 г. у ТТК было чуть менее 1,44 млн абонентов ШПД, или 5% рынка (см. график). По сравнению с 2014 г. абонентская база выросла на 4,1%. Также компания обслуживала около 0,32 млн абонентов платного ТВ. В сегменте ШПД по количеству подписчиков ТТК занимал 5-е место в России.

Во сколько ТТК оценивает свои активы, источники «Ведомостей» не говорят. По словам сотрудников одного из инвестбанков, строительство ШПД-сетей ТТК обошлось слишком дорого: за одно пройденное домохозяйство компания заплатила в среднем 3000 руб., что вдвое дороже среднерыночной стоимости строительства сети.

Розничные сети ТТК могут быть интересны всем крупным участникам рынка, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. У ТТК есть сети и абоненты в регионах и небольших населенных пунктах – на фоне того, что в крупных городах рынок ШПД почти не растет, это можно считать преимуществом, предполагает он. Стоимость одного абонента ШПД составляет не менее 5000 руб., утверждает Мирзабеков, т. е. весь розничный бизнес ТТК должен стоить не меньше 7,2 млрд руб. По его словам, сейчас ШПД-провайдеры в ходе сделок слияния и поглощения оцениваются в 1,8–1,9 годовой выручки, но розничный бизнес ТТК заслуживает оценку в 2,5 годового дохода от услуг ШПД и платного ТВ.

Самые актуальные данные ТТК по выручке от услуг ШПД за 2013 г. Тогда они принесли оператору 6,4 млрд руб., рост по сравнению с 2012 г. составил 26,4%.

МТС не интересуют активы ТТК, утверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников, так как у нее уже есть мощная магистральная сеть, а подключение к ее сетям ШПД и платного ТВ доступно в миллионах российских домохозяйств. «Мегафон» внимательно изучает все поступающие предложения по сделкам слияния и поглощения – если актив представляет интерес, принимается положительное решение, говорит его представитель Юлия Дорохина. Представитель «Вымпелкома» интерес к ШПД-активам ТТК не комментирует. «Ростелеком» изучает рынок ШПД на предмет возможных приобретений, но про ТТК пока ничего сказать нечего, говорит представитель «Ростелекома» Андрей Поляков.

У ТТК много абонентов, но характеризовать его как сильного федерального игрока сложно, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. ТТК присутствует в большинстве регионов России, но заметные позиции занимает далеко не везде: например, у компании довольно скромные позиции в Петербурге, Самаре, Уфе, утверждает он. При этом в разных регионах он предоставляет разные дополнительные услуги: где-то это кабельное телевидение, где-то интернет-ТВ. Приведение этих услуг к общему стандарту, возможно, повысило бы стоимость розничного бизнеса ТТК, не исключает Кусков.

Представитель РЖД переадресовал вопросы в ТТК. Представитель ТТК отказался от комментариев.

В подготовке статьи участвовали Елизавета Серьгина и Анна Зиброва

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

«Транстелеком» не против уйти с рынка широкополосного доступа в интернет