Выход в Москву пока не привел к росту выручки Tele2, но замедлил ее снижение
Строительство сетей сделало денежный поток оператора отрицательнымВыручка «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) в IV квартале 2015 г. снизилась год к году на 3,2% до 24,1 млрд руб., следует из сообщения оператора. При этом темпы падения квартальной выручки продолжают замедляться. Если учитывать в результатах 2014 г. доходы мобильных активов «Ростелекома», которые позже вошли в Tele2, в III квартале 2015 г. снижение год к году составило 4,3%, во II квартале – 7,1%.
Масштабная программа строительства сетей привела к снижению свободного денежного потока оператора до отрицательного значения – минус 19,1 млрд руб. против 3,2 млрд в 2014 г., следует из сообщения Tele2. Несмотря на это, компания является финансово устойчивой, говорится в сообщении оператора. Затратами на ввод в эксплуатацию сетей 3G/4G и расходами на перезапуск операций под новым брендом в регионах компания объясняет и снижение показателя EBITDA на 6,4% до 23,4 млрд руб. Рентабельность Tele2 по EBITDA в IV квартале снизилась год к году на 4,1 п. п. до 24,7%. Это меньше, чем у ее конкурентов из «большой тройки»: у «Вымпелкома» рентабельность по OIBDA в IV квартале составила 37,5%, у «Мегафона» в России – 36,6%, у МТС в России – 40,1%.
Компания активно инвестирует деньги в Москву и строительство новых сетей, поэтому отрицательный денежный поток неудивителен, говорит аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Он обращает внимание на высокое давление на показатель EBITDA, которое создают эти инвестиции. В 2016 г. расходы оператора снизятся и, следовательно, показатели улучшатся, ожидает Васин.
В конце октября прошлого года Tele2 запустила сеть в Москве. В результате за IV квартал база оператора выросла на 1,8 млн до 37,3 млн sim-карт, следует из отчета компании. Из них 1,27 млн оператор подключил в Москве и Московской области, следует из сообщения Tele2. Сколько сейчас абонентов у Tele2 в Москве, оператор не раскрывает.
Таким образом, в тех регионах, где сети на начало квартала уже работали, количество абонентов оператора за три месяца выросло примерно на 430 000. Оператор объясняет это запусками бренда Tele2 в тех регионах, где до этого работали сотовые компании «Ростелекома» («Т2 РТК холдинг» в середине 2014 г. объединил в себе мобильные активы Tele2 и «Ростелекома»), а также запусками новых сетей передачи данных (3G/4G) в 55 регионах в течение года. Нарастить рыночную долю компании эта экспансия пока не помогла. Согласно данным AC&M Consulting, по итогам 2015 г. рыночная доля Tele2 не изменилась и осталась на уровне 15%.
Минимальный отток
9,1% составил отток абонентов Tele2 в IV квартале 2015 г., говорится в отчетности оператора. Это самый низкий показатель среди федеральных операторов связи, раскрывающих отток. Показатель МТС − 10,8%, «Вымпелкома» – 13%. «Мегафон» не раскрывает отток абонентов
Смысл агрессивного расширения Tele2 на уже развитом рынке с финансовой точки зрения не очевиден, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Чтобы поддерживать расширение и увеличить долю рынка, оператору надо продолжать вкладывать деньги, а в условиях отрицательного денежного потока сделать это будет затруднительно, считает Белов. При этом у компаний «большой тройки» денежный поток достаточно высок и позволяет им инвестировать в сети, маркетинговые кампании и низкие цены, замечает он. Запас прочности у них гораздо больше, резюмирует Белов.
Основные инвестиции Tele2 уже сделаны, поэтому в 2016 г. капитальные вложения уменьшатся или, по крайней мере, не вырастут, уверен Васин. На строительство сетей оператор потратил в 2016 г. 39 млрд руб., или 41,2% выручки. Эта «большая инвестиционная программа» была запланирована и согласована с акционерами, говорится в отчете Tele2. Прогноз по инвестициям на 2016 г. оператор не дает. Капитальные затраты Tele2 в 2016 г., вероятно, снизятся, прогнозирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Выход на московский рынок пока не привел к росту выручки Tele2, но этого можно ожидать в течение первого полугодия 2016 г., считает он.
Экономическая отдача от инвестиций оператора пока неочевидна, говорит Белов, обращая внимание на статистику подключения новых абонентов. Агрессивное продвижение в Москве и регионах в IV квартале принесло абонентской базе оператора прирост в 3%, но качество этой базы пока неясно, предупреждает Белов, многие абоненты подключались к Tele2, просто чтобы попробовать услуги нового для себя оператора. Приток 1,2 млн абонентов за два с половиной месяца работы оператора в Москве Либин и Васин, напротив, называют хорошим результатом. Но настоящим успехом это можно будет назвать лишь в том случае, если абонентская база оператора в Москве продолжит расти и он сможет удержать абонентов, предупреждают они.