Почему русские зрители так любят мультфильмы
Больше трети самых кассовых картин на нашем рынке – анимацияЗа месяц проката мультфильм «Зверополис» собрал в кинотеатрах России и СНГ (за исключением Украины) 2,02 млрд руб., сообщил журнал «Бюллетень кинопрокатчика». Получается, картина Disney показала второй результат за историю отечественного проката. Побить абсолютный рекорд по кассе анимационной истории о зайчихе-полицейском и лисе-мошеннике вряд ли удастся: сборы лидера – «Аватара» – в полтора раза больше (3,6 млрд руб.).
С другой стороны, «Зверополис» – уже седьмой мультфильм среди 20 самых кассовых фильмов на нашем рынке (см. таблицу). Если брать отдельно самые популярные российские картины, то в первой двадцатке по сборам – четыре мультфильма. Все четыре – мультфильмы компании СТВ, серии «Трех богатырей» и «Ивана-царевича и серого волка». Их касса – от 788 млн до 963 млн руб.
Такая большая доля анимации в национальных рейтингах – не совсем типичная история для крупных кинорынков. К примеру, на крупнейшем рынке в мире – США – тот же «Зверополис» собрал $241 млн и с таким результатом даже не вошел в национальный топ-100 по кассе. Среди 20 самых популярных фильмов в США лишь два мультфильма – и те во второй десятке (здесь и далее данные Box Office Mojo). Аналогичная ситуация в Китае. В топ-20 Франции – три мультфильма, в таком же рейтинге Германии, Южной Кореи, Великобритании – по одному. В Индии к анимации равнодушны. Среди крупнейших кинорынков по любви к анимации Россия ближе всего к Японии (где в топ-20 также семь мультфильмов) и Мексике (восемь из 20).
Привязанность российских зрителей к анимации последние несколько лет стабильна: с 2009 г. ежегодно несколько мультфильмов входили в список самых кассовых картин. В тех же странах Латинской Америки такое происходит лишь последние три-четыре года.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты приводят разные причины таких успехов анимации в России, но оговариваются, что специальных исследований по этому вопросу нет. Гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин ссылается на статистику Росстата и указывает, что в результате «путинского беби-бума» в последние годы в стране резко выросло число детей 5–10 лет и, соответственно, увеличилась потенциальная аудитория мультфильмов: «И в отличие от более старшего поколения у родителей этих детей уже есть сформированная привычка ходить в кино. Поэтому и дети приучаются к регулярным походам в кинотеатры всей семьей».
Руководитель крупной прокатной компании указывает, что очень заметную часть аудитории мультфильмов в России составляют взрослые зрители без детей: «Ведь кассу собирают прежде всего анимационные комедии, с шутками, понятными скорее взрослым». Гендиректор киносети «Формула кино» Никита Щеголь это подтверждает: вечерние сеансы мультфильмов распродаются не хуже утренних, более удобных для походов с детьми. Он полагает, что сегодняшние взрослые так активно ходят на новые мультфильмы, например, потому, что не насмотрелись их в детстве: «Я по собственному опыту знаю, что в СССР у детей не было возможности посмотреть мультфильмы в любой момент по собственному желанию, всегда приходилось ждать, когда их покажут по центральным телеканалам». Щеголь указывает, что анимация выполняет в России примерно ту же роль, что в США – фильмы по комиксам, и прямо конкурирует в наших кинотеатрах с последними. «В Америке на комиксы идут все поколения зрителей – от бабушек, которые выросли на бумажных комиксах, до совсем юных внуков, которым купили игрушку-Бэтмена в супермаркете, – объясняет он. – У нас фанаты комиксов скорее совсем молодые зрители, а семьей ходят прежде всего именно на мультфильмы или очень большие отечественные премьеры». Руководитель прокатной компании также указывает, что анимационная комедия – универсальный и самый безопасный жанр для похода в кино компанией с разными вкусами: «В обычной комедии могут поджидать неприятные сюрпризы, а у рисованных героев даже глупые шутки не вызывают такого раздражения». Березин с этим согласен: «Хороший мультфильм – гарантированный способ получить положительные эмоции, и поскольку россияне ходят в кино реже, чем жители большинства крупнейших рынков, то выбирают прежде всего универсальные варианты». Руководитель еще одной крупной прокатной компании пожимает плечами: «Мы просто любим сказки».