«Евросеть» и «Связной», возможно, готовятся к ценовой войне с конкурентами
В марте ритейлеры резко увеличили объемы закупок«Евросеть» и «Связной» резко увеличили объемы закупаемых у вендоров смартфонов, рассказали два источника, близких к этим розничным сетям. Увеличение закупок со стороны «Евросети» подтверждает источник в «Вымпелкоме» (оператору принадлежит 50% акций розничной сети, еще 50% владеет «Мегафон»). Факт закупок необычно больших партий указанными ритейлерами подтвердили представители Lenovo и ZTE. Последний уточнил, что закупка происходила в марте.
«Евросеть» располагает 10 млрд свободных средств и существенная часть этой суммы была направлена на закупки смартфонов, говорит сотрудник ритейлера. Как минимум одна из партий – закупленная у Apple – обошлась компании в 2 млрд руб. Компания готовится к ценовой войне на региональных рынках, уточняет он.
Почти год назад, в апреле 2015 г., о снижении цен на смартфоны до уровня, близкого к себестоимости, объявила МТС. Таким образом оператор, как раз прекративший сотрудничать со «Связным», рассчитывал привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и заодно подключить больше абонентов. Вскоре после этого сама «Евросеть» прекратила торговать устройствами одного из лидеров этого рынка – корейского Samsung. Так же поступили фирменные салоны ее акционеров и «Связной», с начала 2015 г. подконтрольный младшему брату Александра Малиса – Олегу.
Заработали на скидках
В IV квартале 2015 г. продажи смартфонов в собственной рознице МТС выросли в штуках на 54% год к году на фоне падения рынка на 14%. Компания признавала, что такой эффект дала новая розничная стратегия.
У «Связного» есть «планы по стимулированию спроса» и в ближайшее время он ими поделится, пообещала представитель розничной сети Мария Заикина. Она добавила, что эти планы предполагают и рост объемов закупки товаров, чтобы обеспечить достаточность во всех каналах продаж.
Информацию о готовящемся снижении цен президент «Евросети» Александр Малис не подтвердил, но и не опроверг. «Евросеть» имеет сейчас финансовую возможность закупать товар практически в любом объеме и делать с ценами на него все, что сочтет нужным, сообщил Малис. Представители «Связного» отказались от комментариев.
Ритейлеры решились на закупки больших партий устройств, чтобы в дальнейшем снизить цены, убежден гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он ожидает, что снижение цен на смартфоны в «Евросети» и «Связном» может составить 5–15% от текущей стоимости. Курс рубля в последние несколько недель как раз позволяет ритейлерам закупать продукцию с минимальными затратами, отмечает он.
В 2015 г. в России продажи смартфонов впервые сократились. В минувшем году россияне приобрели 25,5 млн смартфонов, на 8,4% меньше, чем годом ранее, следует из материалов «Евросети». Рынок смартфонов сужается, что заставляет его игроков обострять борьбу за долю на этом рынке, считает Кусков.
Впрочем, вступление «Евросети» в ценовую войну не означает, что «Мегафон» и «Вымпелком» хотят всецело перенять ценовую стратегию МТС в рознице, добавляет аналитик. Продажи смартфонов по близкой к себестоимости цене не привели МТС к качественному росту пользования мобильным интернетом, считает Кусков. Выручка МТС от передачи данных выросла по итогам IV кв. 2015 г. год к году на 11,2% до 19,6 млрд руб. – это оказался самый низкий рост среди операторов «большой тройки». У «Мегафона» и рост, и сама выручка гораздо выше – 19,7% до 20,6 млрд руб за тот же период. «Вымпелком» получил за последние три месяца 2015 г. от мобильного интернета 12,3 млрд руб., что на 16% больше, чем годом ранее. Представители «Мегафона» и «Вымпелкома» отказались от комментариев.
МТС будет готова ответить на действия конкурентов, когда будут сделаны конкретные шаги, сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Представители Sony и LG отказались от комментариев. Представители Apple не ответили на запрос «Ведомостей».
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)