МТС отменила плату за доступ в соцсети на пакетных тарифах
Оператор рассчитывает стимулировать потребление других видов контентаЕсть ли планы по обнулению трафика для соцсетей у «Мегафона», представитель оператора Юлия Дорохина не говорит.
МТС отменила плату за трафик в социальных сетях Facebook, «В контакте» и «Одноклассники» для абонентов, подключившихся или перешедших на новые тарифы линеек Smart и ULTRA до 1 июня 2016 г., сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников. С 3 марта при заходе в эти соцсети с мобильного телефона (через приложение или браузер) их трафик не будет списываться из пакета тарифа, пояснил он. По его словам, это позволит абонентам увеличить доступный на их тарифе пакет интернета до четырех раз. Сколько абонентов МТС пользуются пакетными тарифами, он не говорит.
Таким образом МТС хочет стимулировать потребление мобильного интернета, ведь многие пользователи начинают использовать мобильный интернет именно с социальных сетей, говорит Дмитрий Солодовников. Кроме того, МТС рассчитывает на рост продаж пакетных тарифов и увеличение средней ежемесячной выручки на абонента (ARPU), добавляет он.
В 2010 г. МТС уже открывала бесплатный доступ к текстовой версии Facebook, но через год закрыла эту возможность. Активным мобильным пользователям соцсетей упрощенная версия не нужна, объяснял тогда представитель МТС.
Бесплатный доступ к некоторым сайтам, в том числе соцсетям «В контакте» и Facebook, ранее предоставлял «Вымпелком», однако делать это вновь не планирует. Это не имеет смысла из-за растущей популярности пакетных тарифных планов с предоплаченным пакетом интернет-трафика, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, подписчиками таких тарифных планов является треть абонентов оператора.
«Т2 РТК холдинг», работающий под брендом Tele2, также рассматривает различные варианты льготной тарификации доступа абонентов в соцсети, сообщил представитель оператора Константин Прокшин. По его словам, в Tele2 рассчитывают запустить первые такие проекты уже в 2016 г. «T2 РТК холдинг» планирует сотрудничать со всеми крупными соцсетями. Трафик соцсетей, например, можно будет перестать тарифицировать на «тяжелых» тарифах (с большим количеством доступного трафика), говорит он, или ввести специальную опцию для безлимитного доступа к соцсетям за небольшую дополнительную плату.
Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов считает, что отказ от тарификации соцсетей позволит МТС удерживать абонентов и формировать потребительское поведение. Кроме того, оператор стимулирует абонентов потреблять различные виды мобильного трафика, в том числе наиболее «тяжелые». Поскольку бесплатный доступ в соцсети доступен только для пакетных тарифов, свой предоплаченный трафик абонент теперь будет тратить не на соцсети, а на мобильное видео, тем самым приучаясь потреблять больше данных, объясняет Анкилов.
В результате акции МТС ненадолго потеряет часть выручки, считает Анкилов, но позже может компенсировать эти потери благодаря росту потребления трафика, в том числе теми абонентами, которые сейчас пользуются интернетом мало или не пользуются вообще. По оценке «ТМТ консалтинга», в крупных городах соцсетями пользуется 76% пользователей мобильного интернета. Сейчас соцсети занимают в среднем четверть в мобильном трафике абонентов МТС, и эта доля растет (см. график).
В феврале этого года индийский регулятор TRAI запретил операторам предоставление бесплатного доступа к интернет-сервисам, расценив это как «позитивную дискриминацию», нарушающую принципы сетевой нейтральности. Руководитель департамента регулирования связи и IT Федеральной антимонопольной службы Елена Заева уверяет, что если в ведомство поступят заявления от социальных сетей, не включенных МТС в список, то оно рассмотрит их. Пока, по ее словам, такие жалобы не поступали.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)