У российских мультипликаторов есть шанс получить налоговые льготы

Их фильмы становятся международными брендами и достойны поддержки, уверены аниматоры
Мультипликаторы попросили правительство предоставить им налоговые льготы, как у IT-компаний
Мультипликаторы попросили правительство предоставить им налоговые льготы, как у IT-компаний / kinopoisk.ru

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев предварительно одобрил идею введения налоговых льгот для российских компаний, которые создают мультфильмы. Об этом рассказали «Ведомостям» четыре участника заседания правительственного совета по кино, состоявшегося в среду в здании ВГИКа. Предоставить льготы мультипликаторам, приравняв их к IT-компаниям, премьеру предложил Илья Попов, председатель Ассоциации анимационного кино (объединяет более 40 крупнейших российских студий анимационного кино, в том числе «Аэроплан», Wizart Animation, «Анимаккорд», «КиноАтис», РИКИ, «Метрономфильм», «Тунбокс», «Мастер-фильм», «Пчелу», Киностудию им. М. Горького, «Татармультфильм» и др.).

Мультипликационные компании очень похожи по своей сути на разработчиков программного обеспечения (ПО), объяснил «Ведомостям» Попов суть своего предложения: «При производстве анимации используется огромное количество софта, причем чаще всего компании используют не готовое ПО, а дописывают имеющиеся на рынке программы под себя – это многие часы работы программистов, сложные математические расчеты и т. д.». Вдобавок анимационные студии – инновационные компании, говорит он. Ассоциация хочет, чтобы такие студии могли, например, становиться резидентами иннограда «Сколково», которые освобождаются от налогов на прибыль, на имущество, НДС, а страховые взносы платят по льготной ставке – 14% от зарплаты сотрудника вместо стандартных 30% и выше.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сказала «Ведомостям», что никаких решений по этому вопросу Медведев не принимал и поручит правительству его проработать.

Сергей Сельянов, гендиректор СТВ (выпустила мультфильмы «Три богатыря», «Иван-царевич и серый волк», «Приключения Лунтика и его друзей»), говорит, что аниматоры уже несколько лет пытаются добиться от правительства налоговых льгот: «Чиновники соглашаются, что это необходимо отрасли, которая так быстро развивается в последние годы, но ничего конкретного пока не сделали».

Мультфильмы-миллионеры

«Маша плюс каша», один из эпизодов мультсериала «Маша и медведь», вошел в начале этого года в список роликов, собравших более 1 млрд просмотров на YouTube (с 31 января 2012 г., когда он появился на портале). Всего таких роликов 16 за всю историю YouTube. У самого популярного ролика из «Приключений Лунтика и его друзей» почти 50 млн просмотров на этом видеосервисе.

По словам Попова, идея с налоговыми льготами для мультипликаторов в целом и с возможной пропиской в «Сколково» в частности предварительно обсуждалась на совещании в Минэкономразвития, чиновники которого идею поддержали. Замминистра экономики Станислав Воскресенский это подтвердил: «Несколько отечественных мультфильмов стали международными брендами. Компаниям нужны инвестиции на развитие, налоговые льготы облегчат привлечение таких инвестиций». Гендиректор студии «Анимаккорд» (мультсериал «Маша и медведь») Дмитрий Ловейко согласен, что налоговые льготы существенно улучшат окупаемость анимационных проектов и тогда им будет легче привлекать инвестиции. Речь идет, по его оценке, о налоговых выплатах в несколько сотен миллионов рублей ежегодно, которые критичны для аниматоров, но не очень заметны в масштабах федерального бюджета. Отрасль доказала, что у нее хороший потенциал, уверен Ловейко, и такие льготы окупятся в будущем.

Российские мультсериалы сейчас транслируются на телеканалах 25 стран, проинформировал Попов участников заседания правительственного совета по кино. По оценке Ассоциации анимационного кино, доля отечественных мультипликационных брендов на рынке лицензионных товаров за последние два года выросла с 7–8 до 15–19%, полнометражные фильмы увеличили долю в национальном кинопрокате в 1,3 раза, а в мировом топ-100 видеороликов YouTube сейчас пять российских мультфильмов (два года назад было два). Растут и международные продажи полнометражных русских мультфильмов, указывает Попов. Он привел в пример «Снежную королеву – 2» от Wizart Animation, которая вышла в прокат в 130 странах.

Представитель Минфина в среду вечером не смог прокомментировать ситуацию.