МТС стала самым быстрорастущим интернет-провайдером в России

В 2015 году количество ее интернет-пользователей выросло на 7%
Модернизация аналогового кабельного ТВ помогла МТС расти быстрее конкурентов
Модернизация аналогового кабельного ТВ помогла МТС расти быстрее конкурентов / М. Стулов / Ведомости

В 2015 г. количество подписчиков проводного широкополосного доступа в интернет (ШПД) МТС выросло год к году на 7% (на 0,17 млн) до 2,63 млн абонентов, это самый быстрый рост абонентской базы среди первой пятерки операторов, следует из отчета «ТМТ консалтинга». С этой оценкой в целом согласен и гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, уточняя, что темпы роста у МТС могли быть несколько меньшими.

Темпы роста абонентской базы МТС почти вдвое выше, чем в среднем по стране. По данным «ТМТ консалтинга», база пользователей проводного ШПД за год выросла в России на 3,6% (против 5% в 2014 г.). Ближайший по темпам роста конкурент МТС – «Транстелеком» (ТТК) увеличил базу подписчиков на 4,1%. По данным самого ТТК – на 4,2%, уточняет представитель компании. При этом в абсолютном выражении сильнее всего выросла база ШПД-пользователей «Ростелекома»: в 2015 г. она увеличилась на 0,41 млн до 10,9 млн абонентов.

Кусков и аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко объясняют опережающие темпы роста абонентской базы МТС модернизацией оператором сетей в регионах – на них в 2015 г. пришлось больше половины (53%) прироста. Оператору удалось подключить к ШПД-сетям часть бывших телезрителей аналогового кабельного и социального ТВ, пользовавшихся его сетями, считает Якименко. О конвертации «аналоговых» телеабонентов в пользователей интернета говорит и Кусков. По его словам, высокие темпы роста абонентской базы МТС также обеспечили активные реклама и маркетинг ее фиксированных услуг в регионах.

Модернизацию унаследованных от «Комстар-ОТС» сетей кабельного аналогового ТВ в 150 городах России МТС начала в 2012 г., пообещав сделать их все цифровыми к 2014 г. На модернизацию она планировала потратить около 3 млрд руб., говорил близкий к МТС человек.

При этом МТС (в лице ее «дочки» МГТС) показала самые высокие темпы роста и в Москве – ее абонентская база в 2015 г. выросла на 6,9% (база ее ближайшего конкурента «Ростелекома» – на 3,6%), сказано в отчете «ТМТ консалтинга».

Столь высокий рост абонентской базы ШПД представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет улучшением качества и снижением цен. Обеспечить и то и другое позволили модернизация сетей FTTB (Fiber-to-the-Building, «оптика до здания») в регионах и завершение строительства МГТС оптико-волоконной сети в Москве, говорит он.

Росту абонентской базы МТС предшествовал продолжавшийся несколько кварталов отток абонентов, утверждает Кусков. В 2014 г. абонентская база МТС по ШПД росла в 2 раза быстрее рынка, возражает Солодовников.

МТС начала раскрывать число абонентов проводного ШПД с III квартала 2014 г., на конец 2014 г. их было 2,36 млн. По данным Telecom Daily, на конец I квартала 2014 г. у оператора было 2,55 млн абонентов проводного ШПД, т. е. за три квартала их количество сократилось примерно на 7,5%. Сокращение связано с тем, что в 2012–2013 гг. МТС провела серию слияний и поглощений – часть подписчиков отпала в ходе интеграции приобретенной абонентской базы, считает Кусков. Кроме того, компания не проявляла заметной маркетинговой и рекламной активности в регионах, полагает он.

«Ростелеком» раскроет итоги 2015 г. позже, но в целом данные «ТМТ консалтинга» соответствуют действительности, отмечает близкий к нему источник. «Ростелеком» увеличивает число подписчиков благодаря активному строительству оптических сетей доступа, утверждает представитель оператора Валерий Костарев. Он ожидает, что по итогам 2015 г., как и в 2014 г., рост количества ШПД-пользователей будет выше среднерыночного. В 2016 г. «Ростелеком» в целом завершит проект по модернизации сетей абонентского доступа, охватив оптикой 33 млн домохозяйств (на декабрь 2015 г. она была проложена до 30 млн домохозяйств), добавляет Костарев.

Модернизация аналогового кабельного ТВ помогла МТС расти быстрее конкурентов