LetterOne Михаила Фридмана вложила $200 млн в сервис вызова такси Uber

Ранее в самый дорогой стартап мира уже инвестировали Зиявудин Магомедов и Алишер Усманов
Михаил Фридман не первый российский инвестор Uber
Михаил Фридман не первый российский инвестор Uber / А. МАХОНИН / Ведомости

LetterOne (L1) Михаила Фридмана и партнеров сообщила, что инвестирует $200 млн в онлайн-сервис по вызову такси Uber. Полученная доля в сообщении не раскрывается, однако говорится, что для L1 это стратегическая инвестиция. Представитель Uber в России Александр Костиков подтвердил привлечение инвестиций от L1.

Uber – самый дорогой стартап в мире. По данным Dow Jones VentureSource, к августу 2015 г. Uber организовала восемь раундов инвестиций и привлекла $7,4 млрд. Тогда ее оценка составляла $51 млрд. В последнем раунде инвестиций в декабре 2015 г., по данным WSJ, вся компания была оценена в $64,6 млрд, инвесторы тогда вложили в нее еще $2,1 млрд. В их числе оказался известный венчурный инвестор – фонд Tiger Global Capital Management, который, по информации WSJ, инвестировал и в конкурентов Uber – китайскую Didi Kuaidi Joint Co., работающую в странах Юго-Восточной Азии GrabTaxi и индийскую Ola.

L1 – не первая компания с российским капиталом, инвестировавшая в Uber. В конце января стало известно, что инвестором Uber оказался USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров. Холдинг Усманова поучаствовал в инвестициях в Uber еще летом 2015 г. и вложил несколько десятков миллионов долларов, рассказывают человек, знакомый с совладельцами Uber, и источник, близкий к USM. То есть, вероятно, USM инвестировала на стадии, когда стоимость Uber оценивалась еще в $51 млрд.

В начале сентября 2015 г. о своих инвестициях в Uber сообщал также владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Специально для венчурных инвестиций он создал фонд Caspian VC. Фонд также вкладывался в Uber China, которая работает на быстро растущем китайском рынке. Кроме того, Uber прорабатывает аналогичный сервис для грузовых автомобилей, который мог бы быть потенциально полезен в бизнесе «Суммы», сообщал «Ведомостям» представитель холдинга Евгений Тимошинов. По его словам, фонд вкладывался в Uber несколькими траншами начиная с конца 2014 г. и в первом полугодии 2015 г. По данным Dow Jones VentureSource, в декабре 2014 г. Uber оценивалась в $41,2 млрд, и эта оценка сохранялась до июня 2015 г.

Uber-изация

В 2009 г. основатели Uber Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп выпустили приложение для смартфона, позволяющее вызвать водителя одним нажатием кнопки. С каждой поездки Uber взимала комиссию в 20% от стоимости. Тогда сервис действовал только в Сан-Франциско, сейчас, по информации на сайте компании, он работает в 378 городах мира.

L1 Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева в ближайшие несколько лет планирует вложить $2–3 млрд в технологические проекты поздних стадий, говорится в сообщении холдинга. Сумма каждой инвестиции будет колебаться от $100 млн до $500 млн.

Для такого крупного инвестора, как Фридман, разумно диверсифицировать свой капитал, чем и может быть вложение в Uber, рассуждает управляющий партнер венчурного фонда Buran VC Александр Коноплястый (его фонд сообщал об инвестициях в сервис распознавания музыки Shazam). По его мнению, Фридман мог выбрать именно Uber, во-первых, потому что эта компания привлекла больше всех денег, а значит, понятна для инвесторов. Во-вторых, если компания будет расти, у инвестора будет возможность увеличить свою долю, а если нет – продать акции, поскольку у Uber высокая ликвидность, продолжает Коноплястый. Наконец, поскольку традиционные секторы, например банковский и сырьевой, сейчас вряд ли будут расти, то действительно большие деньги вкладывать некуда. Поэтому технологические компании являются самым перспективным сектором, уверен Коноплястый. А Uber, несмотря на свою не лучшую экономику и убыточность на большинстве рынков, является социальным сервисом, который может расти за счет привлечения большого числа клиентов.

Uber может помочь инвестору пережить сложности в мировой экономике, уверен управляющий партнер фонда GVA Vestor.In Павел Черкашин. Компания является лидером в своей отрасли, но при этом сохраняет возможность роста. Работа в разных странах защищает ее от проблем на отдельно взятых рынках. Кроме того, Uber предлагает защиту капитала: более поздние инвесторы имеют привилегии при возврате капитала – при любой продаже или ликвидации бизнеса инвестор получит свои деньги раньше тех, кто вложился до него. Черкашин, по его словам, знает это из проспекта одного из частных размещений Uber.

L1 могла вложиться в Uber не только как в сервис такси, но и как в компанию, которая может изменить мировой бизнес, рассуждает управляющий партнер фонда Prostor Capital Алексей Соловьев. Он предполагает, что вскоре с компанией может произойти то же самое, что с компаниями Xerox и Google, и Uber будет не только именем компании, а словом, означающим быстрое получение сервиса или продукта по запросу.

Представитель L1 не ответил на запрос «Ведомостей».