У пользователей все больше смартфонов, использующих бесконтактную связь (NFC)

При этом доля NFC-смартфонов в продажах растет медленно
Смартфоны с технологией NFC могут заменить билет в метро
Смартфоны с технологией NFC могут заменить билет в метро / А. Гордеев / Ведомости

Большинство крупных розничных сетей в России уже перешли на терминалы с NFC-приемниками, такими как MasterCard PayPass и Visa PayWave, сообщил партнер EY Юрий Гедгафов. По оценке EY, такими терминалами оборудовано уже более 3000 торговых точек. На этих же терминалах можно расплачиваться и смартфонами с NFC, однако серьезным барьером для распространения этой услуги среди абонентов стала сложная система авторизации платежа, считает Гедгафов. Есть два типа авторизации: с помощью специальной sim-карты либо по технологии HCE (Host Card Emulation), позволяющей смартфону эмулировать банковскую карту. Операторы пытаются развивать первый вариант, но он требует замены sim-карты. Поэтому основной рост придется на приложения с HCE, такие как Qiwi Wallet, Android Pay или Apple Pay, прогнозирует Гедгафов.

В 2015 г. количество смартфонов с поддержкой технологии NFC (ближней бесконтактной связи) в абонентской базе «Вымпелкома» выросло в 1,5 раза по сравнению с 2014 г., сообщила представитель оператора Анна Айбашева. Еще сильнее число NFC-устройств выросло в сети «Мегафона» – почти в 2 раза за 2015 г., сказала представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Доля устройств, поддерживающих технологию NFC среди всех смартфонов, зарегистрированных в сети МТС, выросла за 2015 г. с 13 до 20%, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников.

В 2015 г. доля NFC-смартфонов в общих продажах этих устройств за год почти не изменилась и составила 18% (годом ранее – 16%), сообщила представитель «Связного» Мария Заикина. По ее данным, за 2015 г. было продано на 4% больше NFC-смартфонов (4,7 млн), чем годом ранее, а выручка от их продаж в рублях (более 115 млрд руб.) увеличилась на 36%. Почти такие же данные у «Евросети»: в 2015 г. на NFC-смартфоны пришлось 19% продаж умных телефонов в России – на 2 п. п. больше, чем годом ранее, говорит директор департамента телекоммуникационных проектов и дополнительных услуг Мария Шалина.

«Вымпелком» объясняет свою заинтересованность в технологии бесконтактной оплаты желанием повысить лояльность «высокодоходных» абонентов. У пользователей сервисов мобильной коммерции ниже отток, чем в среднем по базе, больше остаток на счетах, они активнее потребляют услуги связи, у них больше ARPU (средняя выручка на пользователя), перечисляет Айбашева.

Использование растет быстрее

Если в сентябре 2015 г. технологией NFC в России ежемесячно пользовалось 250 000 человек, то к концу года их количество выросло до 400 000, подсчитали аналитики «Связного».

В сентябре 2015 г. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» сообщили о начале работы сервиса «Мобильный билет» в партнерстве с Московским метрополитеном. Абоненты этих операторов могут оплачивать проезд с мобильного счета, поднося телефон к турникету. Сейчас у этого сервиса более 7000 пользователей и в среднем ежемесячно они совершают более 4000 транзакций для оплаты проезда, говорит Дорохина.

МТС планирует предоставлять услуги бесконтактных платежей: абоненты получат возможность загружать в удаленном режиме приложения банковских карт, проездных и скидочных купонов. Таким образом МТС рассчитывает обеспечить «организационную и техническую основу для массового тиражирования бесконтактных платежных сервисов с использованием технологии NFC», отмечает Солодовников. Оператор хочет запустить этот проект в первой половине 2016 г.

Возможности запуска подобных проектов рассматривает и «T2 РТК холдинг» (бренд Tele2), рассказал представитель оператора Константин Прокшин. По его словам, сейчас в сети Tele2 работает 5% устройств с поддержкой технологии NFC, за 2015 г. эта доля выросла на 3,5 п. п.

Наличие в смартфоне технологии NFC не играет решающей роли при выборе устройства, утверждает Заикина, поскольку для ее широкого использования еще не создана инфраструктура. Терминалы с поддержкой NFC сейчас можно встретить в кафе и магазинах – там, где можно не спеша расплатиться обычной картой, замечает она. Там же, где наличие быстрой бесконтактной оплаты действительно важно (например, в транспорте), сервисы есть только в нескольких городах и далеко не всегда пользуются популярностью, говорит представитель «Связного».

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"