НМГ собрала 20% рынка платного ТВ
Благодаря ограничениям для иностранцев в СМИ группе не понадобились для этого дополнительные инвестиции«Национальная медиа группа» (НМГ) вскоре завершит покупку российских каналов группы Viasat, это произойдет после одобрения сделки Федеральной антимонопольной службой (ФАС), рассказал «Ведомостям» источник, близкий к покупателю. НМГ покупает 80% долей ООО «Синерджи», которое сейчас владеет компаниями – учредителями российских версий каналов Viasat, писал прежде AdIndex. Представитель ФАС вчера подтвердил, что ходатайство от НМГ получено, но решение по нему пока не вынесено.
Viasat – бывшая часть глобального бизнеса MTG, под этим брендом в разных странах работают спутниковые операторы и более 30 неэфирных телеканалов. В кабельных и спутниковых сетях России распространяются 14 неэфирных каналов Viasat, самые популярные из них – TV1000 и TV1000 «Русское кино». Выручка каналов Viasat за январь – сентябрь 2015 г. составила 448 млн шведских крон ($53 млн), EBITDA – 102 млн крон ($12 млн), согласно сообщению MTG. На Россию приходится около половины этих сумм, говорил прежде источник, близкий к MTG.
В конце прошлого года MTG продала этот бизнес семейству фондов Baring Vostok и партнеру фондов Анатолию Карякину. Для MTG это была вынужденная продажа – с этого года иностранцы не имеют права владеть или контролировать более 20% компании – учредителя СМИ в России. Российскую часть бизнеса купило ООО «Синерджи», где 20% контролировали структуры Baring Vostok, как иностранного инвестора, а 80% – Карякин. Но структура сделки вызвала претензии регуляторов. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что партнер фонда по определению аффилированное лицо Baring Vostok, так что норма по ограничению иностранного влияния на СМИ новыми владельцами Viasat не соблюдена. После этого Baring Vostok и предложила НМГ стать партнером по бизнесу, знает источник «Ведомостей», знакомый с ходом переговоров.
Прошлой осенью НМГ также стала совладельцем платных каналов Discovery в России. Холдинг и американская корпорация создали совместное предприятие «Медиа альянс», где 80% принадлежит НМГ. В конце года «Медиа альянс» купил 100% российского бизнеса Turner, который распространяет в нашей стране три канала, в том числе CNN. Самой НМГ сейчас владеют Юрий Ковальчук и его партнеры по банку «Россия», структуры Алексея Мордашова, «Сургутнефтегаза» и группы «Согаз». Ни у одного из акционеров НМГ больше нет контрольного пакета (раньше он был у структур банка «Россия»).
Получается, меньше чем за год НМГ получила контроль над 20% аудитории рынка платного ТВ в России. Именно такая доля зрителей, по оценке TNS, приходится на совокупную аудиторию 26 каналов Discovery, Turner и Viasat (см. таблицу, указаны только измеряемые TNS каналы). Всего в среднем в день тематические каналы, распространяемые прежде всего в кабельных и спутниковых сетях, смотрит 1,5 млн человек в день. Большая доля по аудитории, чем у НМГ и ее партнеров на рынке неэфирного ТВ, только у совместной компании ВГТРК и «Ростелекома». На каналы этого СП приходится около 30% среднесуточной аудитории тематического измеряемого ТВ в стране. Так что в результате новых ограничений для СМИ рынок платного ТВ заметно консолидировался: половину аудитории фактически делят между собой две компании.
Такую заметную долю рынка НМГ получила без дополнительных инвестиций. По словам двух источников, знакомых с деталями сделок холдинга, НМГ при создании СП с Discovery, Turner и Viasat ничего не платила за эти активы. Взамен партнеры холдинга получили правильную российскую прописку его акционеров, необходимую для соблюдения новых ограничений в СМИ, административный ресурс, а также эфирные частоты. У НМГ есть два собственных эфирных канала – «Пятый канал» и РЕН ТВ. Несколькими частотами этих каналов в регионах НМГ поделилась с каналами Discovery и, скорее всего, поделится вскоре с каналами Viasat. Это позволяет платным каналам вновь продавать рекламу, чего они были лишены год назад из-за новых ограничений в законе о рекламе для неэфирного ТВ. До этого каналы зарабатывали только на отчислениях операторов от платежей абонентов.
Весь рынок платного ТВ в России, по оценке Ассоциации кабельного телевидения России, в 2015 г. составил 68 млрд руб. Но это доходы операторов. Оценки, сколько зарабатывают сами платные каналы, сильно расходятся. НМГ, Discovery и Turner не раскрывают финансовых показателей в России. Источник, близкий к НМГ, говорит, что совокупно каналы этого холдинга и его партнеров контролируют около 30% этого рынка в деньгах.
Представители НМГ и Baring Vostok не ответили на запросы «Ведомостей».