Интернет-аудитория России растет за счет мобильных устройств

В прошлом году 42% россиян выходили в интернет с планшетов и смартфонов
За прошлый год аудитория интернета в России увеличилась до 84 млн пользователей, из которых 42% выходили в интернет с мобильных устройств
За прошлый год аудитория интернета в России увеличилась до 84 млн пользователей, из которых 42% выходили в интернет с мобильных устройств / Е. Разумный / Ведомости

Аудитория российского интернета за 2015 г. выросла на 4 млн человек и достигла 84 млн, говоритcя в сообщении исследовательской компании GfK. Это 70,4% населения России, отмечают аналитики. В прошлом году интернетом пользовалось 67,4% россиян. Увеличение интернет-аудитории в GfK объясняют растущей популярностью мобильных устройств: за год использование интернета на смартфонах увеличилось более чем в 2 раза.

Количество пользователей мобильного интернета растет, соглашаются представители «Вымпелкома» Анна Айбашева и «Мегафона» Юлия Дорохина. Они объясняют рост развитием LTE-сетей и распространением пакетных тарифов. Айбашева отмечает, что в III квартале 2015 г. число пользователей мобильного интернета «Вымпелкома» выросло на 7,7%, хотя общий прирост абонентов составил 2,9%. В сети «Мегафона» число интернет-пользователей в аналогичном квартале увеличилось на 6,3%, говорит Дорохина.

В 2014 г. лишь 17,6% россиян выходили в интернет со смартфона и 8,4% – с планшетов. Год спустя доля таких пользователей увеличилась до 37,2 и 19,2% соответственно, сообщает GfK. У части пользователей есть оба устройства и поэтому в итоге GfK насчитала 50 млн пользователей мобильного интернета, или 42% населения страны, поясняет представитель компании.

Распространение WiFi-точек и дешевеющие пакетные тарифы операторов только усилили популярность мобильных устройств как средств доступа в интернет, говорится в сообщении GfK. Расширение линейки доступных смартфонов (как китайских брендов, так и устройств российских сотовых операторов) подстегнуло развитие мобильного интернета, поясняет руководитель отдела медиаисследований GfK Сергей Кетов. GfK не изучала, какая доля аудитории раньше не пользовалась мобильным интернетом на своих смартфонах, а в 2015 г. его подключила.

Умные телефоны не продаются

В минувшем году россияне приобрели 25,5 млн смартфонов – на 8,4% меньше, чем годом ранее, подсчитала «Евросеть». Падение продаж смартфонов произошло впервые.

По данным сотовых ритейлеров, в 2015 г. впервые упали продажи смартфонов (см. врез). Но это обстоятельство слабо влияет на рост проникновения мобильного интернета, поскольку среди тех, кто покупает смартфоны, по-прежнему многие делают это впервые, рассуждает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Увеличение выходов в интернет с мобильных устройств влияет на потребление традиционных услуг связи. По подсчетам Deloitte, в 2016 г. 26% пользователей смартфонов в развитых странах будут пользоваться мобильной связью реже одного раза в неделю: они предпочтут обмен сообщениями, а также интернет-приложения для голосовой и видеосвязи. В 2011 г. таких пользователей было 11%, а в 2015 г. – уже 22%, подсчитали авторы отчета.

Потери российских мобильных операторов от интернет-сервисов в 2014 г. составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб., или около 2% годовой выручки. А во всем мире, по оценке Juniper Research, операторы недополучили из-за таких сервисов $14 млрд.

Солодовников соглашается, что голосовые доходы сокращаются. Но, считает он, мессенджеры дополняют потребление голосовых услуг, а не замещают их. По его данным, каждый второй телефон в сети МТС – это смартфон. По его словам, там, где проникновение фиксированных сетей невысоко, смартфон является основным средством выхода в интернет.