Алишер Усманов инвестировал в Uber
Ему свойственно инвестировать в крупные технологические проекты незадолго до IPOИнвестиционный холдинг USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров – один из инвесторов американской Uber, владеющей одноименным сервисом заказа такси, сообщило агентство РБК. Близкий к USM собеседник «Ведомостей» подтвердил: холдинг Усманова инвестировал в Uber. Известно об этом также человеку, знакомому с акционерами Uber.
По данным американской базы стартапов CBInsights, Uber – крупнейший из так называемых «единорогов», стартапов стоимостью свыше $1 млрд. По данным газеты The Wall Street Journal (WSJ), всего в мире 147 таких компаний.
История Uber началась в 2009 г., когда его основатели Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп выпустили приложение для смартфона, позволяющее вызвать водителя одним нажатием кнопки. С каждой поездки Uber взимала комиссию в 20% от ее стоимости. Сначала сервис действовал только в Сан-Франциско, а спустя пять лет работал уже в 270 городах мира. Чтобы финансировать международную экспансию, в январе 2015 г. Uber разместила среди клиентов Goldman Sachs шестилетние конвертируемые обязательства на $1,6 млрд – долговые бумаги, которые будут обмениваться на акции Uber, когда компания проведет IPO, писала WSJ. К тому моменту в проект уже было вложено $4 млрд, и в декабре 2014 г. оценка его стоимости достигала $41,2 млрд.
К августу 2015 г. Uber уже успела организовать восемь раундов инвестиций и привлечь, по данным Dow Jones Venturesource, $7,4 млрд, а ее оценка возросла $51 млрд. Еще один раунд состоялся в начале декабря 2015 г.: по данным WSJ, инвесторы вложили в Uber $2,1 млрд исходя из оценки ее бизнеса в $64,6 млрд. В их числе оказался известный венчурный инвестор – фонд Tiger Global Capital Management, который, по информации WSJ, инвестировал и в конкурентов Uber – китайскую Didi Kuaidi Joint Co., работающую в странах Юго-Восточной Азии GrabTaxi и индийскую Ola.
Холдинг Усманова поучаствовал в инвестициях в Uber еще летом 2015 г. и вложил несколько десятков миллионов долларов, рассказывают человек, знакомый с совладельцами Uber, и источник, близкий к USM (с ним говорили журналисты РБК). То есть, возможно, USM инвестировал на стадии, когда стоимость Uber оценивалась еще в $51 млрд.
У Усманова имеется опыт инвестиций в зарубежные технологические компании.
В 2009 г. в результате нескольких сделок фонд DST Global Юрия Мильнера и Усманова собрал до 10% акций крупнейшей социальной сети Facebook. Первая из этих сделок совершалась, еще когда весь Facebook оценивался в $10 млрд, а во время его IPO в мае 2012 г. инвесторы оценили компанию в $100 млрд. В марте 2014 г. стало известно, что Усманов продал принадлежавшие ему акции Facebook.
Российские деньги в Uber
В начале сентября 2015 г. об инвестициях в Uber сообщил владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Специально для венчурных инвестиций он создал фонд Caspian VC на $300 млн. Этот фонд вкладывался и в Uber China, работающую на китайском рынке.
В 2011 г. DST Global стал соинвестором Alibaba Group, доля фонда оценивалась в 0,5%, а стоимость всей Alibaba Group – в $32 млрд. В сентябре 2014 г. Alibaba провела IPO, два месяца спустя Усманов признавался, что инвестиция в нее принесла ему более 500% доходности.
Вероятно, и в Uber Усманов вложился в преддверии IPO, говорит управляющий партнер венчурного фонда Inventure Partners Сергей Азатян (его фонд инвестировал в конкурирующий с Uber сервис Gett): разместив акции на бирже, Uber наверняка подорожает в несколько раз и можно будет выгодно продать пакет акций. С ним соглашается управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий.
На что Uber тратит полученные от инвесторов деньги?
По мере того как люди обзаводятся смартфонами, на которых работает геолокация, рынок онлайн-такси быстро растет и его участникам важнее наращивать долю, чем быть прибыльными, объясняет Азатян: привыкнув к сервису, клиент становится его постоянным пользователем. Закрепив за собой большую долю рынка, компания сможет окупать затраты на маркетинг, которые сейчас генерируют большую часть убытков, полагает Азатян. Uber, по его мнению, инвестирует именно в расширение доли рынка и на некоторых рынках даже демпингует, доплачивая водителям и давая пассажирам скидки. В 2014 г. выручка Uber превысила $400 млн, а в 2015 г. компания надеялась довести ее до $2 млрд, сообщала WSJ в июле 2015 г.
Uber выплачивает водителям бонусы, каждый из которых сопоставим с ценой поездки, и в итоге поездка оказывается убыточной для сервиса, подтверждает управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава. Инвесторы надеются, по его словам, что со временем Uber станет монополистом и наконец выйдет в плюс – как Amazon, который долгие годы был убыточным, но в итоге сумел получить прибыль.
Какова доля Uber на мировом рынке сейчас, его представитель не говорит, в России же у компании «десятки тысяч пользователей». В США Uber контролирует около 90% рынка онлайн-вызовов такси, на других крупных рынках, в том числе в России, – всего 3–5%, говорил в интервью «Ведомостям» основатель конкурирующего сервиса Gett Шахар Вайсер.
Комментировать участие USM в капитале Uber представители обеих компаний отказались.