ФАС хочет продлить добровольность норм ГОСТа в наружной рекламе

Разработчики поправок опасаются, что не успеют подготовить их к марту 2016 года
Прошлой осенью в правительстве подписали постановление, согласно которому ГОСТ должен быть обязательным с 1 марта 2016 г.
Прошлой осенью в правительстве подписали постановление, согласно которому ГОСТ должен быть обязательным с 1 марта 2016 г. / Е. Разумный / Ведомости

На совещании в Росстандарте во вторник было принято решение направить в правительство письмо с просьбой перенести сроки введения обязательных норм ГОСТа, регулирующего размещение наружной рекламы, рассказали «Ведомостям» три участника совещания. Инициатором переноса срока выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), говорят они.

На сколько перенесут сроки, пока неизвестно. Прошлой осенью в правительстве подписали постановление, согласно которому ГОСТ должен быть обязательным с 1 марта 2016 г. ФАС предложила перенести эту дату на 1 октября 2016 г., но на совещании предлагали и более поздние сроки — 1 марта 2017 г.

Письмо в правительство пока на стадии разработки и точная дата переноса пока не определена, рассказал «Ведомостям» заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Итоговое решение о переносе сроков будут принимать в правительстве, напоминают участники совещания.

ГОСТ, который регулирует правила размещения наружной рекламы, был разработан в 2003 г. Многие его нормы устарели и стали невыполнимыми, говорили ранее участники рынка. В конце 2014 г. они столкнулись с массовыми исками от ГИБДД — сотрудники инспекции через суд требовали снести щиты, которые были установлены не в соответствии с нормами. Весной прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин обратился с письмом к вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором предупредил: ГОСТу не соответствуют 90% установленных в столице рекламных конструкций, их снос грозит миллиардными убытками городскому бюджету.

После этого обращения на межведомственном совещании у Шувалова было принято решение о том, что пока ГОСТ носит добровольный характер. И только после внесения корректировок в нормы ГОСТа он будет обязательным для исполнения. Позднее правительство выпустило постановление, согласно которому корректировки в ГОСТ нужно внести до 1 марта 2016 г., и с этого же времени ГОСТ должен был бы стать обязательным.

После совещания у первого вице-премьера Росстандарт опубликовал разъяснения о добровольном характере применения норм ГОСТа в наружной рекламе, но они не помогли решить проблему операторов с ГИБДД. Инспекция продолжила требовать сноса щитов, а суды не принимали в расчет разъяснения Росстандарта. Осенью агентство по техническому регулированию и метрологии выпустило повторное разъяснение о добровольности этого ГОСТа.

Отсрочка введения обязательных норм ГОСТа может неблагоприятно сказаться на регулировании рынка, сказал «Ведомостям» руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. Разные органы власти, в том числе суды и и ГИБДД, по-разному трактуют добровольность норм, несмотря на неоднократные разъяснения Росстандарта, пояснил он.

С другой стороны, в случае, если ГОСТ станет обязательным с марта этого года, это может привести к существенным сложностям для бизнеса наружной рекламы. Есть риск того, что итоговые поправки могут успеть не принять до марта, а в регионах могут не успеть привести свои схемы в соответствие с новыми требованиями ГОСТа, говорят участники рынка.

На совещании обсуждались два варианта поправок: смягчающие действующие нормы и ужесточающие. С последним предложением выступает Министерство внутренних дел, которое настаивает на том, что от неверного размещения рекламных конструкций во многом зависит безопасность на дорогах.

«По итогам работы мы хотим доработать нормы, которые, с одной стороны, соблюдали бы интересы бизнеса и существенно не сократили бы количество рекламных конструкций, а с другой стороны - не ухудшили бы ситуацию на дорогах, - сказал Абрамов. - Новые нормы будут научно обоснованными. Мы не исключаем, что для каждого конкретного месторасположения конструкций (на высокоскоростных магистралях, городских, сельских поселениях и т. д.) будут установлены различные нормы ГОСТа, исходя из расчета оптимально безопасного расстояния от дороги».