Разговоры по мобильным телефонам теряют популярность, операторы – миллионы долларов

Четверть жителей развитых стран уже почти не совершают звонков – они общаются в интернете
Потери российских мобильных операторов от интернет-сервисов в 2014 г. составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб.
Потери российских мобильных операторов от интернет-сервисов в 2014 г. составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб. / Е. Разумный / Ведомости

В этом году 26% пользователей смартфонов из развитых стран будут пользоваться традиционной мобильной связью реже раза в неделю, гласит исследование Deloitte. Они перейдут на обмен сообщениями (в том числе в мессенджерах) и на интернет-приложения для голосовой и видеосвязи. В 2011 г. таких пользователей было 11%, а в 2015 г. – уже 22%, подсчитали авторы отчета.

Продолжительность разговоров в мобильных сетях растет: в 2012–2015 гг. она выросла на 20% – голосовой трафик стал дешевле, появились пакетные тарифы с предоплаченным лимитом разговоров, люди отказываются от стационарных телефонов в пользу мобильных, пишут аналитики Deloitte. Но сама модель использования смартфонов такова, что их владельцы тратят на неголосовые услуги времени больше, чем на звонки: например, в Великобритании и США – втрое больше. Смартфон предлагает много способов коммуникаций: помимо sms это онлайн-сервисы обмена сообщениями, электронная почта, социальные сети и т. д.

Потери российских мобильных операторов от интернет-сервисов в 2014 г. составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб., или около 2% годовой выручки. А во всем мире, по оценке Juniper Research, операторы недополучили из-за таких сервисов $14 млрд.

На развитых рынках выручка операторов стагнирует и даже сокращается по мере того, как они начинают бесплатно предоставлять абонентам неограниченный голосовой и sms-трафик, рассказывал «Ведомостям» управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Это результат конкуренции, в том числе со стороны мессенджеров, говорил он: например, в Испании уже в 2013 г. более половины абонентов вообще не пользовались sms.

В России говорить о перетекании мобильного голосового трафика в интернет пока не приходится, говорит Алексеев: Россия пока не так широко покрыта сетями LTE, а пользоваться коммуникационными сервисами на сетях 3G не всегда комфортно. Активно онлайн-сервисами пользуется не более 1% абонентов, считает Алексеев. Однако под их давлением традиционные мобильные звонки со временем станут бесплатными – в развитых странах операторы уже работают по такой модели, добавляет он.

У «Мегафона» все больше абонентов предпочитают пакетные тарифы, которые включают в себя безлимитные звонки внутри сети и много предоплаченного интернет-трафика, – им нет смысла экономить и пользоваться мессенджерами, уверена представитель компании Юлия Дорохина. «Вымпелком» не видит снижения голосового трафика, утверждает его представитель Анна Айбашева. Пакетные тарифные планы способствуют тому, что абоненты не экономят на разговорах, а интернетом пользуются активнее, в том числе и мессенджерами, говорит она. В сети МТС голосовой трафик растет, уверяет ее представитель Дмитрий Солодовников. А в конце 2015 г. МТС предложила абонентам свой собственный мессенджер MTS Connect, который в том числе позволяет принимать звонки на мобильный номер через WiFi-сети.

Потери российских мобильных операторов от интернет-сервисов в 2014 г. составляли, по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, 15–20 млрд руб.