Россия – пятый рынок для Apple Music в мире по числу подписчиков
За полгода к сервису подключилось 300 000 пользователейЗа полгода музыкальный сервис Apple Music приобрел в России около 300 000 подписчиков, рассказал «Ведомостям» сотрудник крупной западной звукозаписывающей компании. Теперь, по его словам, это пятый по аудитории рынок в мире для Apple после США, Великобритании, Японии и Канады. Эту информацию подтвердил источник в крупном производителе электроники, знакомый с данными Apple. Представитель американской компании отказался от комментариев. Всего у Apple Music сейчас 10 млн подписчиков в мире, сообщила газета Financial Times (FT) со ссылкой на осведомленные источники. Этого показателя Apple удалось добиться всего за полгода, тогда как главный участник рынка стриминговых музыкальных сервисов – шведская Spotify достигла такого же результата за шесть лет, отмечает анонимный собеседник FT.
Apple Music заработал в конце июня 2015 г. более чем в 100 странах мира, включая Россию. Его подписчики получают доступ к каталогу iTunes, состоящему из 30 млн музыкальных произведений, и могут слушать их в режиме онлайн.
Для России, где интернет-пользователи неохотно платят за контент, 300 000 подписчиков за полгода – очень хороший результат, говорит собеседник «Ведомостей» в звукозаписывающей компании. Он ожидает, что в ближайшее время российских подписчиков Apple Music станет еще больше – около 500 000. Росту аудитории способствует в том числе низкая по сравнению с западными странами стоимость подписки, считает он: если, например, в США подписчики ежемесячно платят как минимум $9,99, то в России – от 169 руб. ($2,2).
Неоспоримый лидер
86% составила доля Android-устройств в штучных продажах смартфонов в России в первые девять месяцев 2015 г., оценивает «Евросеть». У iPhone и Windows-фонов по 7%.
Россия точно входит в топ-10 по числу подписчиков Apple Music, а ее попаданию в топ-5 мог способствовать запуск этого сервиса в ноябре 2015 г. на устройствах под управлением операционной системы Android – самой популярной в стране (см. врез), считает топ-менеджер западного мейджора. Другое дело, что в общее число подписчиков компания включает в том числе и бесплатных пользователей, которые через три месяца с начала использования сервиса могут отпасть, добавляет он.
В августе 2015 г. вице-президент Apple Эдди Кью сообщал, что пробную версию Apple Music установили 11 млн человек по всему миру. Бесплатный тестовый период закончился в сентябре – получается, с тех пор сервис лишился 1 млн пользователей.
Хорошо, что музыкальный сервис Apple становится более популярным, но одновременно это означает, что скачивать музыку традиционным путем люди будут все реже и реже, сказал FT аналитик Midia Research Марк Маллиган. Apple Music стремительно догоняет Spotify и к 2017 г. может стать самым крупным стриминговым сервисом, прогнозирует он. По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в 2014 г. мировые продажи музыки и альбомов снизились на 8%, а выручка стриминговых сервисов выросла на 39%. В России доходы таких сервисов выросли и вовсе на 214%. Данных за 2015 г. еще нет.
Рост аудитории стримингового сервиса не мог не отразиться на продажах отдельных музыкальных треков и альбомов в Apple, соглашаются оба собеседника «Ведомостей» в музыкальных компаниях. По оценке одного из них, с момента окончания тестовой эксплуатации Apple Music их продажи в России упали в среднем на 25%. Теми же темпами, по его словам, продажи треков и альбомов сокращаются у Apple и во всем мире с запуском стримингового сервиса. Источник в другой звукозаписывающей компании говорит, что после запуска Apple Music правообладатели зафиксировали падение доходов на 20%. Правда, в России главная причина падения – подорожание доллара, в рублях доходы и от стриминга, и от продажи треков и альбомов растут, замечает собеседник «Ведомостей».
Шведская Spotify и Apple – основные участники мирового рынка музыкального стриминга. У Spotify, по ее данным, в июне 2015 г. было 75 млн активных пользователей, из них 20 млн – платных. Spotify в отличие от Apple дает возможность пользователям слушать музыку и бесплатно – в обмен на согласие получать рекламу. У французского сервиса Deezer в октябре 2015 г. было более 6,3 млн пользователей. У Tidal, принадлежащего музыканту Jay Z, около 1 млн подписчиков.