Конец мобильного триумвирата
Удастся ли Tele2 сохранить независимость и статус четвертого оператораПочти 10 лет – с первой половины 1990-х гг. до 2003 г. – российский рынок мобильной связи делился между МТС и «Вымпелкомом», работавшими во многих регионах России, – и несколькими операторами местного значения. Следующие 12 лет на рынке господствовала «большая тройка»: МТС, «Вымпелком» и «Мегафон». Эта эпоха закончилась в октябре 2015 г., когда «Т2 РТК холдинг» (совместное предприятие «Ростелекома», ВТБ, банка «Россия» и структур Алексея Мордашова), работающий под брендом Tele2, начал подключать абонентов в Москве. А Москва, признавался пару лет назад «Вымпелком», обеспечивает около 40% всей российской выручки оператора.
Абонентов у Tele2 пока существенно меньше, чем у конкурентов (см. врез). Но, возможно, это дело времени: всего за полтора месяца – с 22 октября по середину декабря – Tele2 продала в Москве 1 млн sim-карт. Учитывая, что новых абонентов в Москве прибавляется немного, почти весь этот миллион – абоненты МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома».
С одной стороны, выход в Москву – прорыв, с другой – на первых порах Tele2 не сможет зарабатывать здесь много, предупреждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Во-первых, тарифы новичка традиционно ниже, чем у конкурентов, а во-вторых, абонентов мало привлечь – нужно, чтобы они продолжали регулярно пользоваться sim-картой, купленной, может быть, из чистого любопытства, объясняет он.
Долго догонять
76,9 миллиона активных sim-карт обслуживала в конце сентября 2015 г. в России МТС
73,9 миллиона составляла российская абонентская база «Мегафона»
59 миллионов sim-карт числилось за «Вымпелкомом»
35,5 миллиона sim-карт имелось в активе Tele2
Источник: AC&M-Consulting
Мощные московские инвестиции подорвали рентабельность четвертого федерального оператора, а его чистый долг уже превышает 12-месячную EBITDA в 4,2 раза, писали недавно аналитики Morgan Stanley (весной 2014 г., когда акционером Tele2 стал ВТБ, было 1,75). Рост долговой нагрузки был ожидаемым, но, если Tele2 не справится с ситуацией, дело может завершиться ее слиянием с кем-то из крупных участников рынка, предупреждает аналитик банка «Открытие» Александр Венгранович. Тем более что рынок близок к возобновлению ценовой войны за абонента.
В похожей ситуации оказались в 2014 г. участники итальянского рынка мобильной связи: Vodafone, Telecom Italia, Hutchison Three и Wind (местная «дочка» Vimpelcom Ltd.) вынуждены были задуматься о консолидации после того, как острая конкуренция подорвала их финансовое положение. И в августе 2015 г. Wind и Hutchison Three подписали соглашение об объединении.
Не устояла «власть четырех» и в Великобритании: в 2010 г. британские «дочки» T-Mobile и Orange объединились под брендом Everything Everywhere (ныне EE), теперь это крупнейший сотовый оператор в стране.
Но в мире есть и такие рынки, где работают четыре и даже больше операторов: Голландия, Австрия, Бразилия, напоминает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. Российский рынок представляется ему во многом схожим с рынком Бразилии, где действуют девять операторов, а крупных – четыре. Правда, четвертый – Oi – как раз в этом году объявил, что подумывает о слиянии с кем-то из конкурентов.
Самым очевидным партнером Tele2, если речь зайдет о консолидации, Венгранович считает «Вымпелком», который в последние годы терял долю рынка. Но если консолидация и состоится, то не раньше чем через два-три года, оговаривается аналитик.
Представитель ВТБ отказался от комментариев. Но человек, близкий к группе, говорит, что у нее нет планов продажи Tele2. Для «Ростелекома» это стратегическая инвестиция», – говорит его представитель. Говорить о слиянии или продаже Tele2 можно, но не раньше чем актив значительно подорожает, считает человек, близкий к одному из акционеров Tele2.