Владимир Путин поддержал идею ограничить госкомпании в закупках импортного софта

Сейчас такие ограничения распространяются только на госведомства
Не только ведомства, но и госкомпании должны отдавать предпочтение российскому софту, счел президент России Владимир Путин
Не только ведомства, но и госкомпании должны отдавать предпочтение российскому софту, счел президент России Владимир Путин / Е. Разумный / Ведомости

Владимир Путин поддержал предложение IT-отрасли ограничить госзакупки иностранного софта не только госорганам, но и госкомпаниям. Об этом рассказала «Ведомостям» гендиректор Infowatch Наталья Касперская, участвовавшая во встрече руководителей российских IT-компаний с президентом на форуме «Интернет-экономика 2015» во вторник. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил «Ведомостям», что Путин поддержал идею и вопрос будет прорабатываться.

С 1 января 2016 г. в России начинает действовать закон об ограничении госзакупок иностранного программного обеспечения (ПО), подписанный Путиным еще летом. Он касается только закупок, которые проводят органы государственной власти. Если они захотят купить иностранное ПО, то сперва должны свериться со специальным реестром отечественного софта и убедиться, что там нет аналогичных продуктов. Если же российские аналоги есть, то ведомству предстоит объяснить, почему они ему не подходят, в единой информационной системе закупок; лишь в этом случае оно сможет купить зарубежное ПО. Да и то с риском: если доводы госзаказчика окажутся «неубедительными, технически не подкрепленными», то такую госзакупку «с высокой степенью вероятности» приостановит Федеральная антимонопольная служба, предупреждал министр связи Николай Никифоров.

Но органами власти Минкомсвязи предлагает не ограничиваться. «Федеральные органы власти тратят на IT-услуги, лицензии на ПО примерно 80 млрд руб. ежегодно, – заявил во вторник на том же форуме Никифоров. – На деньги российских налогоплательщиков должны закупаться отечественные продукты. В дальнейшем нужно распространить эту практику и на госкомпании, располагающие еще большими IT-бюджетами».

Идея ограничить все виды госзакупок иностранного софта обсуждалась, еще когда готовился первоначальный вариант закона, но потом решили начать с ведомств, говорит один из разработчиков закона – председатель комитета по информполитике Госдумы Леонид Левин. Какие меры ограничения закупок могут быть применены к госкомпаниям, он предположить не берется, но уверен: раз идею одобрил президент, эксперты ее проработают. Из общения с российскими производителями программных продуктов Левин заключает, что они уже начали ощущать экономический эффект от нового закона.

Зарубежные производители ПО не раскрывают долю госсектора в своих российских продажах (а зачастую и продажи в России в целом). Весь российский рынок ПО в 2013 г. составлял, по оценке аналитической компании IDC, $4,9 млрд (156,4 млрд руб. по среднегодовому курсу ЦБ), около 80% приходилось на зарубежный софт. Закупки госорганов и госкомпаний за первое полугодие 2015 г. подсчитал «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (см. график). Председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин обращает внимание, что учтены в нем лишь те закупки, в названии которых было явно указано название вендора; оценить полную стоимость закупок, по его словам, невозможно. Во второй половине 2015 г. закупки как минимум удвоились, не сомневается Назаркин.

Закон, ограничивающий закупки госорганов, больнее всего ударит по производителям не критичного для бизнеса софта – таким мнением делился с «Ведомостями» в июне этого года вице-президент IT-кластера «Сколково» и бывший гендиректор «SAP СНГ» Игорь Богачев. Вместо офисных пакетов Microsoft госорганы смогут купить российские аналоги, приводил он пример, а вот уже внедренные программные продукты Oracle и SAP заменить будет сложно – госзаказчики, решившие расширить количество рабочих мест, наверняка будут пытаться доказать безальтернативность этих решений, предполагал Богачев.

Во вторник представители SAP и Oracle не ответили на запросы «Ведомостей», представитель Microsoft отказалась от комментариев.

Выступая на форуме, Путин согласился подумать и еще над одним предложением IT-компаний – продлить им льготы по страховым взносам. Для российских IT-компаний, прошедших специальную аккредитацию в Минкомсвязи, до конца 2017 г. действует льготная ставка страховых взносов – 14%. Стандартный страховой взнос для всех остальных составляет 30%. До сих пор планировалось, что с 2018 г. льготная ставка повысится до 21%, в 2019 г. – до 28%, а с 1 января 2020 г. – до стандартных 30%. В начале октября стало известно, что Минкомсвязи предлагает продлить действие 14%-ной ставки до конца 2023 г.

Не только ведомства, но и госкомпании должны отдавать предпочтение российскому софту, счел президент России Владимир Путин