Продажи YotaPhone 2 в рознице исчисляются сотнями штук в месяц

Смартфон изначально был слишком дорогим, считают эксперты
YotaPhone 2, по мнению аналитиков, при выходе на рынок стоит слишком дорого
YotaPhone 2, по мнению аналитиков, при выходе на рынок стоит слишком дорого / Д. Абрамов / Ведомости

За неполный ноябрь 2015 г. (четыре недели месяца) в российской рознице было продано около 270 YotaPhone 2. Об этом «Ведомостям» рассказали источники, близкие к двум российским розничным сетям. Они ссылаются на данные аналитической компании GfK, которые регулярно заказывают для собственных нужд. По их словам, в октябре российские розничные партнеры Yota Devices продали 417 YotaPhone: один источник уверен, что речь идет о второй модели, а другой говорит, что среди 417 проданных телефонов и вторая, и первая модификации смартфона. С данными GfK ознакомился также человек, близкий к одному из конкурентов Yota Devices.

Представитель Yota Devices не комментирует эти оценки. Основной канал продаж и продвижения YotaPhone 2 – сайт компании yotaphone.сom, объясняет он. GfK приводит только данные о продажах крупного федерального офлайн-ритейла – такого, например, как розничная сеть «Мегафона», отмечает он. По словам представителя Yota Devices, это единственный партнер компании в этом розничном сегменте в нескольких городах. Продажи YotaPhone в сети оператора Yota, в магазинах «Деликатесы стерео», «Дикси шоп», Ulmart, Online Trade GfK не учитывает вовсе, утверждает собеседник «Ведомостей».

За девять месяцев 2015 г. в России было продано 4,2 млн смартфонов, следует из отчета «Евросети». Выручка от их продаж составила 37 млрд руб.

Обычно продажи через интернет таких брендов, как YotaPhone, составляют около 10% от розничных, т. е. Yota Devices, возможно, продает через свой магазин 20–30 аппаратов в месяц, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

В фирменном интернет-магазине Yota Devices YotaPhone 2 сейчас стоит 21 990 руб.

Не заработали на смартфонах

Пока затраты на производство и продвижение YotaPhone не окупились, признался в недавнем интервью глава «Ростеха» (акционер Yota Devices) Сергей Чемезов. Но, отметил он, «спрос высокий для стартапа, в том числе за рубежом, не успеваем привозить».

По словам представителя сети «Деликатесы стерео» Александра Волкова, в октябре и ноябре 2015 г. в ее магазинах продавалось примерно по 30 YotaPhone 2. С точки зрения продаж это были худшие месяцы за всю историю продаж этих смартфонов в сети, но с декабря, когда цены на аппарат снизились почти в 1,5 раза до 21 990 руб., спрос на это устройство резко вырос, отмечает он. Другие опрошенные «Ведомостями» продавцы YotaPhone 2 такие данные не раскрывают. В ноябре по сравнению с октябрем спрос на YotaPhone 2 в рознице «Скартела» (бренд Yota) действительно снизился, говорит его представитель Лина Удовенко. Человек, знакомый с менеджерами «Скартела», утверждает, что за октябрь через розницу оператора было продано 43 YotaPhone 2, а в ноябре – 19.

Если данные, которые приводят ритейлеры со ссылкой на GfK, верны, получается, что с конца 2014 г. продажи YotaPhone 2 радикально не изменились. В декабре 2014 г., когда аппарат только появился на рынке, в рознице было продано 436 устройств, в январе – 714, рассказывали тогда опрошенные «Ведомостями» сотрудники ритейлеров и производителей, получающих отчеты GfK. Только за декабрь в России было продано примерно 30 000 YotaPhone второго поколения, спорил тогда представитель Yota Devices.

Желающих купить YotaPhone 2 мало, потому что аппарат при выходе на рынок был слишком дорогим, считает Муртазин. Такое устройство по цене флагманской модели крупного международного бренда даже на старте продаж нужно не многим, кроме любителей новинок, отмечает Муртазин. Чтобы занять более или менее заметное место на рынке, YotaPhone 2 должен стоить как минимум вдвое дешевле, считает сотрудник одной из розничных сетей.

Проблема Yota Devices в том, что она больше уделяла внимание пиару, чем рекламе и маркетингу своих устройств, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Заметным участником рынка компанию могло бы сделать участие в государственных проектах – таких, например, как создание электронного учебника с двумя экранами на базе YotaPad, который недавно анонсировал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, считает он. Представитель GfK отказался от комментариев.