Доходы операторов от sms растут несмотря на конкуренцию со стороны мессенджеров

Это следствие популярности пакетных тарифов со включенными sms
Наибольший вклад в рост выручки российских операторов от передачи  сообщений вносит МТС
Наибольший вклад в рост выручки российских операторов от передачи сообщений вносит МТС / Е. Разумный / Ведомости

Сильнее, чем у других операторов, доходы от sms-трафика выросли у МТС – на 172 млн руб., или на 3% год к году. У «Мегафона» квартальная выручка от этих услуг увеличилась всего на 40 млн руб. (на 1,4%), а у «Вымпелкома» упала на 110 млн руб. (на 4%).

Выручка российских операторов от передачи sms в III квартале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросла на 0,8% до 13,36 млрд руб., следует из отчета AC&M Consulting. При этом в 2014 г. доходы от sms, наоборот, падали – на 5,2% за тот же период по сравнению с 2013 г.

Аналитики и участники рынка объясняют этот рост не столько вернувшейся популярностью sms, сколько стремлением операторов продавать sms в рамках общих пакетных предложений. Доходы сотовых операторов от передачи сообщений традиционно падали, поскольку не выдерживали конкуренции с интернетом и мессенджерами, напоминает партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. Так, аналитики Analysys Mason прогнозируют, что к 2017 г. доходы европейских операторов от sms сократятся на 39% к уровню выручки 2011 г.

Доходные услуги

Общая выручка операторов от всех дополнительных услуг (передача данных, сообщений, контент-сервисы и электронная коммерция) в III квартале 2015 г. составила 87,54 млрд руб. Это на 14,4% больше, чем годом ранее.

Доходы операторов от передачи sms выросли главным образом благодаря увеличению выручки МТС от этих услуг, говорит Панкратова. Тот факт, что в целом в России в отличие от других стран sms-услуги до сих пор удерживают свои позиции, можно объяснить особенностями пакетной тарификации, считает она. Абонент покупает пакет услуг, в который входит определенное количество sms, и вне зависимости от того, пишет он sms или нет, операторы относят определенную часть дохода от проданных пакетов к месседжингу. Она уточняет, что при оценке показателя доходности sms аналитики AC&M Consulting учитывали только передачу сообщений между абонентами массового рынка без учета доходов операторов от sms-рассылок.

В условиях пакетной тарификации об увеличении sms-доходов можно говорить как о чисто техническом росте, поскольку в рамках пакета операторы вольны перекладывать доходы с одной услуги на другую, соглашается гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева объясняет рост рынка sms «растущим проникновением пакетных тарифных планов». Пик в распространении таких тарифов пришелся на 2015 г., по итогам III квартала в абонентской базе «Вымпелкома» тарифные пакеты занимают более 30%.

Важным фактором роста выручки МТС от sms стало увеличение количества включенных в тарифный пакет sms в ряде регионов, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Кроме того, несмотря на рост потребления мессенджеров, популярность sms-услуг у абонентов не снижается, считает он. С учетом того что зачастую большой объем sms-сообщений уже включен в тариф, абоненты начинают пользоваться мессенджерами не ради экономии, а для удобства – например, для создания групповых чатов или пересылки фото.

Представитель «Мегафона» рост выручки от sms считает следствием увеличения абонентской базы оператора (в III квартале 2015 г. она увеличилась на 7% год к году).