Минкультуры рассказало, как распределять авторские вознаграждения

Авторские общества при распределении средств среди авторов и исполнителей должны учитывать, как фактически используется их музыка, а не руководствоваться статистикой
Претензии к тому, как авторские общества распределяют собранное вознаграждение, высказывали музыканты, производители электроники и бытовой техники
Претензии к тому, как авторские общества распределяют собранное вознаграждение, высказывали музыканты, производители электроники и бытовой техники / А. Гордеев / Ведомости

Общества по коллективному управлению правами должны распределять средства в соответствии с фактическим использованием музыкальных произведений, следует из письма замминистра культуры Григория Пирумова в Контрольное управление администрации президента (есть копия). Этим организациям следует распределять среди авторов и исполнителей не менее 75% суммы, которая выделена на эти цели (это примерно 70% всех сборов, остальное общества оставляют на собственные расходы. – «Ведомости»).

Еще одно предложение Минкультуры – дать доступ правообладателям к информационной системе, в которой содержатся данные об использовании их произведений, суммах начисленного вознаграждения и удержанных авторскими обществами средствах.

Также Минкультуры предлагает сделать так, чтобы авторские общества могли направлять в специальные фонды «не более 20% средств для сферы коллективного управления и не более 5% для других сфер». Такие фонды создаются для поддержки авторов-ветеранов и проведения различных мероприятий, объясняет федеральный чиновник. Цель предложения Минкультуры, по его словам, - усилить надзор за тем, как используются средства в этих фондах.

Эти предложения Минкультуры получило во время общественного обсуждения нормативных актов, касающихся работы этих организаций, следует из письма. Министерство уже учло их в поправках в Гражданский кодекс, Положение об аккредитации и в проектах постановлений правительства об утверждении минимальных ставок, порядка их сбора, распределения и выплаты.

Представитель Минкультуры отказался от комментариев. Но о письме знают федеральный чиновник и человек, близкий к правительству. Получить комментарий Контрольного управления не удалось.

Таким образом Минкультуры выполняет поручение президента Владимира Путина сделать работу авторских обществ более прозрачной. В августе этого года Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву и первому вице-премьеру Игорю Шувалову внести соответствующие поправки в законодательство. Согласно поручению авторские общества должны будут отчитываться перед государством и проводить обязательный финансовый аудит. Представитель Шувалова не стал комментировать предложения Минкультуры.

В России работают три крупнейшие организации по коллективному управлению правами – Российское авторское общество (РАО), его дочерний Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Они собирают деньги за использование музыки с организаторов концертов, радиостанций, телеканалов, производителей техники, владельцев ресторанов, кафе и др. и выплачивают вознаграждение авторам.

Ранее претензии к тому, как авторские общества распределяют собранное вознаграждение, высказывали музыканты, производители электроники и бытовой техники. Непрозрачной действующую систему управления авторскими правами неоднократно называл замминистра связи Алексей Волин. Минкомсвязи не ограничилось критикой и предложило полностью отменить в России бездоговорное коллективное управление: соответствующий законопроект проходит сейчас общественное обсуждение.

Сейчас большая часть средств распределяется на основании статистики использования произведений: это происходит потому, что сами пользователи (владельцы ресторанов, кафе и т. п.) редко присылают свои отчеты, говорит первый замгендиректора РСП и гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. То, что предлагает Минкультуры, позволит более точно распределять вознаграждение среди авторов и исполнителей, а сама система отчислений станет более понятна правообладателям, полагает он.

В 2014 г. РАО собрало 4,6 млрд руб. авторских вознаграждений, распределило между авторами около 95% средств (4,4 млрд руб.), а реально выплатило авторам 69% суммы – 3,1 млрд руб. Разница ушла на выплату налогов и покрытие расходов самого РАО. РСП собрал в 2014 г. 2,7 млрд руб., распределил между правообладателями 65% этих средств (1,73 млрд руб.), а реально выплатил владельцам прав около 75% средств (с учетом вознаграждения, не выплаченного в предыдущий период). ВОИС собрала в прошлом году 963,2 млн руб., распределила между правообладателями около 63% средств (607 млн руб.), а выплатила около 50% средств (471,8 млн руб.).

Чтобы получать более точные данные, ВОИС, по словам Кричевского, запускает систему электронной регистрации каталогов произведений, в которую правообладатели смогут сами загружать музыкальные треки и альбомы и давать разрешение на их использование. А пользователям будет предложено проигрывать музыку в публичных местах с помощью стримингового сервиса, который будет подгружать треки из этого каталога. А РСП, чтобы более точно распределять средства, будет анализировать информацию о том, какую музыку люди скачивают в интернете, рассказывает Кричевский. Представитель РАО не стал комментировать предложения Минкультуры.

"Проблема нынешней системы расширенного коллективного управления в том, насколько понятно и недискриминационно распределяются средства среди авторов", - говорит замдиректора департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи Арсений Недяк. "Эта система пока далека от прозрачности, и мы поддержим внедрение любых средств, которые сделают этот процесс более понятным. Главное, чтобы доступ к этой информации был не только у правообладателей, но у общества и у контролирующих органов", - подчеркивает он.