«Мегафон» продал больше смартфонов за меньшие деньги
На российском рынке все наоборот – продается меньше смартфонов, но за большие деньги«Мегафон» за июль – сентябрь 2015 г. продал в своих салонах на 20% больше смартфонов, чем за тот же период годом ранее, сообщила представитель оператора Юлия Дорохина. При этом, по ее словам, рублевая выручка от их продажи сократилась за тот же период на 1%.
Это произошло из-за снижения средней цены на смартфоны в рознице «Мегафона» – в III квартале 2014 г. она составляла 5910 руб., а в этом году снизилась на 15% до 5029 руб., говорит Дорохина. Еще больше падает средняя цена на 4G-смартфоны – с начала года она сократилась на 26% до 14 470 руб.
В отличие от салонов «Мегафона» на российском рынке смартфонов в целом выручка от продаж растет, а число проданных аппаратов, напротив, падает. Так, по данным «Евросети», рынок смартфонов в III квартале 2015 г. сократился в штуках на 5% и вырос на 16% в деньгах, говорит представитель ритейлера Ульяна Смольская. Средняя цена смартфона выросла на 21% и составляет сейчас 9700 руб., говорит она.
«Связной» в III квартале наблюдал сокращение рынка в штуках и незначительный рост в рублях, говорит представитель компании Мария Заикина. Люди по-прежнему покупают меньше устройств в связи с текущей экономической ситуацией, а в рублях рынок увеличился из-за роста цен на гаджеты, добавляет она.
«Вымпелком» также в III квартале зафиксировал рост выручки от продаж смартфонов, сообщила представитель оператора Анна Айбашева. Как изменилось количество проданных аппаратов, она не говорит. Оператор связывает рост выручки с расширением линейки смартфонов, в основном за счет устройств средней ценовой категории.
С начала 2015 г. «Мегафон» серьезно расширил в своих салонах ассортимент бюджетных смартфонов, что позволило снизить среднюю цену аппарата в продаже, поясняет Дорохина. Количество моделей смартфонов с поддержкой 4G тоже выросло, что также позволило снизить на них цены. Кроме того, оператор старается получать эксклюзивные закупочные цены у вендоров, ведь для них это возможность увеличить свою рыночную долю, добавляет Дорохина.
Похожая стратегия у розницы МТС. В апреле 2015 г. оператор снизил цены на все смартфоны на 30%, почти до закупочных, и объявил, что прекращает зарабатывать на смартфонах. Розничная сеть МТС перестанет быть бизнесом – новая стратегия оператора ставит перед ней задачу стимулировать абонентов потреблять больше интернет-трафика, рассказывал «Ведомостям» руководитель розницы МТС Арвидас Алутис.
«Мегафон» не скрывает, что преследует похожие цели. Более 88% продаж в его салонах приходится на смартфоны B-брендов и хотя продажа недорогих устройств приносит «Мегафону» меньше выручки, но чем больше смартфонов у абонентов, тем выше выручка оператора от передачи данных, объяснил через пресс-службу директор по продажам и обслуживанию оператора Михаил Золотовицкий. При этом полностью от маржи при продаже смартфонов «Мегафон» не отказывается, уточняет Дорохина. Оператор старается соблюдать баланс между выручкой и продажами в штуках, но с точки зрения операторского бизнеса количество проданных смартфонов важнее, добавляет она.
Акцент на продажу в рознице МТС дата-генерирующих устройств, преимущественно с поддержкой LTE, уже дал свои плоды, напоминает представитель компании Дмитрий Солодовников. Доходы МТС от передачи данных в июле – августе 2015 г. превысили доходы от голосовой связи на 5 и 10% соответственно, напоминает он.
В поведении «Мегафона» нет ничего удивительного, потому что все операторы стараются стимулировать как можно большее число абонентов пользоваться мобильным интернетом – это помогает им увеличивать выручку от услуг связи, говорит гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. С этой точки зрения ему выгоднее сосредоточиться в своей рознице на количестве проданных смартфонов, нежели на выручке от их продажи.
МТС данные по своей рознице не предоставила.