Торговля аксессуарами – самый прибыльный бизнес для сотовой розницы

А в выручке они занимают 10–15%-ную долю
По итогам 2015 г. рынок аксессуаров может уменьшиться на 4% до 38 млрд руб.
По итогам 2015 г. рынок аксессуаров может уменьшиться на 4% до 38 млрд руб. / М. Стулов / Ведомости

Аксессуары для сотовых телефонов и смартфонов – карты памяти, зарядные устройства, чехлы, наушники и т. п. – приносят сотовой рознице основную прибыль, следует из документов МТС. По данным ее розничной сети, в III квартале 2015 г. на аксессуары пришлось до 60% всей прибыли российского рынка от продаж оборудования.

При этом в выручке ритейлеров доходы от продажи аксессуаров (около 9,5 млрд руб. в III квартале 2015 г.) занимают чуть более 10%, уступая выручке от продажи смартфонов (72 млрд руб., или 77% рынка) и планшетов (12 млрд руб., или 12,8%). Зато у аксессуаров самая высокая норма прибыли – в среднем около 50%, а на отдельные товары она доходит до 95%, следует из отчета МТС. Для смартфонов и планшетов, по данным МТС, маржа составляет 5–15%. В розничной сети МТС, которая в апреле 2015 г. объявила, что прибыль от продаж смартфонов и планшетов для компании не является приоритетом, маржа и вовсе близка к нулю, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

По итогам 2015 г. рынок аксессуаров может уменьшиться на 4% до 38 млрд руб. – спрос на них начинает снижаться вслед за падением реальных доходов, предупреждает МТС.

С оценкой рынка аксессуаров за III квартал 2015 г., которую приводит МТС, а также с обозначенной в ее отчете средней нормой прибыли в 50% при продаже аксессуаров согласен президент «Евросети» Александр Малис. По его словам, в 2014 г. эта норма прибыли была еще выше – около 58%. Норма прибыли от продажи другого оборудования у ритейлеров в среднем составляет 25–30%, говорит Малис. Скорее всего, у МТС, торгующей практически «в ноль» с весны 2015 г., этот показатель действительно значительно ниже, комментирует он более низкие цифры в отчете МТС.

Доля продаж защитных пленок, карт памяти, чехлов и т. п. в общей выручке ритейлеров может быть даже выше – 13–15%, а в некоторых случаях аксессуары могут занимать даже не 3-е, а 2-е место в структуре выручки сотовых ритейлеров, рассказывает Малис. (Но с тем, что продажа аксессуаров – самый прибыльный для сотового ритейлера бизнес, Малис категорически не согласен.) На аксессуары приходится около 35–45% прибыли ритейлеров, полученной от продажи оборудования (без продаж контрактов, приема платежей, финансовых услуг и продажи нетелекоммуникационных товаров и сервисов), утверждает он. В 2015 г. по сравнению с прошлым годом эта доля не изменилась, говорит Малис. По его словам, аксессуары приносят рознице примерно 70% той прибыли, которую она зарабатывает на продаже телефонов и смартфонов.

В выручке «Связного» от продаж товаров аксессуары занимают чуть более 15%, рассказывает его представитель Мария Заикина. Прибыльность их продаж составляет от 10% и зависит от цикла обновления товара, отмечает она. Сегодня наряду с простыми аксессуарами популярность завоевывают более сложные и дорогие – часы, умные наушники и т. д. – поэтому каждый год растет и средний чек на аксессуары, говорит Заикина.

Для продавцов бытовой техники и электроники аксессуары – более широкое понятие, чем для сотовых ритейлеров: помимо чехлов, зарядных устройств и защитных пленок к ним относятся расходные материалы к мелкой и крупной бытовой технике, оргтехнике и многое другое, замечает представитель «М.видео» Антон Пантелеев. Но норма прибыли по этой категории товаров действительно может быть выше, чем у электроники, признает он.

В выручке «М.видео» аксессуары выходят в пятерку самых доходных товарных категорий: по итогам III квартала 2015 г. их доля в общей выручке составляла около 9%, рассказывает Пантелеев.