O1 Group Бориса Минца вложила $20 млн в иностранные IT-проекты

Среди вложений – доля в американской Palantir
Борис Минц ждет от инвестиций в технологический сектор 30%-ной доходности
Борис Минц ждет от инвестиций в технологический сектор 30%-ной доходности / Д. Абрамов / Ведомости

С начала 2015 г. инвестиционный холдинг O1 Group Бориса Минца вложил около $20 млн в восемь иностранных технологических проектов, рассказал «Ведомостям» управляющий директор холдинга – сын Бориса Минца Игорь. По его словам, инвестиции в каждый проект – $2–3 млн.

Средства, привлеченные в проекты: доход, полученный O1 Group от основной деятельности – управления недвижимостью и негосударственными пенсионными фондами (НПФ), говорит Игорь Минц. По оценке Forbes, председатель совета директоров инвестхолдинга Борис Минц владеет состоянием в $1,6 млрд. Среди его активов – бизнес-центр «Белая площадь» и НПФ «Будущее» (бывший НПФ «Благосостояние ОПС»). Вложения в технологический сектор привлекли холдинг перспективой быстрого роста рынка, объяснил Игорь Минц.

Среди проектов, куда вложилась O1 Group, Игорь Минц называет компанию IHS (строит телекоминфраструктуру в Африке), Palantir (аналитика больших данных), Prosper (онлайн-платформа peer-to-peer кредитования), Pathway Genomics (биомедицинская компания, анализирующая геном человека для выяснения его предрасположенности к заболеваниям). По данным американской базы стартапов Crunchbase, проект Palantir привлек $1,5 млрд от 15 инвесторов, Prosper – $354,9 млн от 43, IHS – $490 млн (количество неизвестно) плюс $130 млн, полученных в апреле 2014 г. от Goldman Sachs. Информации о Pathway в базе нет. Около половины из проинвестированных проектов – американские, уточняет Игорь Минц.

В каждой из компаний фонд владеет долями процентов от капитала, говорит он. Это инвестиции в поздние стадии проектов, предшествующие IPO (Initial public offering – первичное публичное размещение акций), когда до окупаемости проектов остается от двух до двух с половиной лет, поясняет он. От всех вложений O1 Group ждет возврата средств более 30%, говорит Минц. Но поскольку речь идет о венчурной отрасли и какие-то проекты могут дать меньший возврат инвестиций, компания страхует себя от рисков и вкладывается в проекты с доходностью на уровне 40–50%.

Стратегический выбор

Существующая уже 11 лет Palantir выполняет заказы правительственных структур и аналитиков с Уолл-стрит. Продукты Palantir позволяют аналитикам из организаций и ведомств вроде ЦРУ или ФБР выявлять и взаимосвязи между объектами в больших массивах данных. В качестве входной информации можно использовать самые разные данные – телефонные номера, банковские записи, списки друзей в социальных сетях, фотографии номерных знаков на автомобилях и т. п. Есть версия, что с помощью именно этих продуктов власти США выследили в свое время Усаму бен Ладена.

В некотором смысле у O1 Group уже есть опыт инвестиций в технологические проекты. Холдинг владеет долей в венчурном фонде Buran VC, а тот инвестирует в компании «на начальной стадии». Всего фонд вложил $35 млн в 10 проектов. Он интересуется пятью направлениями проектов: e-commerce в сфере услуг, рекламными технологиями, автоматизацией B2B-процессов, интернетом вещей и мобильными технологиями, перечисляет управляющий партнер фонда Михаил Салонтаи. Среди портфельных компаний фонда – Ponominalu.ru (крупная интернет-касса продажи билетов), сервис «Сравникупи» (онлайн-супермаркет страховок ОСАГО/каско), Dashboard Systems (решения по автоматизации работы советов директоров и принятия решений). За последние полгода Buran VC вложил в Shazam (мобильное приложение по распознаванию музыки) $8,5 млн и около $3,5 млн – в онлайн-видеосервис ivi.ru.

На прошлой неделе Buran VC объявил о запуске второго фонда объемом $75 млн, и О1 снова выступила ведущим инвестором раунда в $16 млн. Новый фонд под названием Buran VC II вложится в 20–25 компаний, средняя инвестиция составит от $1 млн до $2 млн. Салонтаи сообщал «Ведомостям», что рассчитывает на пятикратный возврат инвестиций. Но если первый фонд 80% денег вложил в российские компании, то во втором такая же доля достанется проектам из Европы, Турции и Израиля. Рынки этих стран больше и уровень проектов выше российского, говорил Салонтаи.

Из-за ослабления в кризис традиционных инструментов вложения денег (например, депозитов и банков) российские инвесторы стали уделять больше внимания венчурной отрасли, считает управляющий партнер фонда Maxfield Capital Александр Туркот. Но до российских компаний эти деньги могут и не дойти. В апреле 2015 г. опрошенные «Ведомостями» инвесторы отмечали рост интереса российских инвесторов к европейскому рынку стартапов, который в I квартале 2015 г. привлек на 41% больше денег, чем в октябре – декабре 2014 г.

Представители IHS, Palantir, Prosper и Pathway Genomics не ответили на запрос «Ведомостей».