Рекламный партнер РЖД «Лайса» не смог купить оператора наружной рекламы Russ Outdoor

Ему не удалось привлечь кредит на эту сделку
Ситуация на рынке наружной рекламы помешала продаже Russ Outdoor
Ситуация на рынке наружной рекламы помешала продаже Russ Outdoor / E. Eгоров / Ведомости

Рекламное агентство «Лайса» не смогло получить кредит в банке «Открытие» на покупку доли в операторе наружной рекламы Russ Outdoor, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Russ Outdoor. Банк отказал «Лайсе» в кредите из-за нестабильной ситуации на рынке наружной рекламы, говорит человек, близкий к этой компании. Правда, «Лайса» и сама планировала отказаться от займа, уточняет он: привлекать деньги в нынешней экономической ситуации и с высокими банковскими ставками нецелесообразно. Банк согласился с этим решением, добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель банка «Открытие» не стал это комментировать.

Этой весной основатель Russ Outdoor Максим Ткачев и его партнеры договорились продать «Лайсе» свои доли в компании (всего 20,72% акций). Также доли в Russ Outdoor хотели продать известный американский инвестор, основатель телеканала CTC Питер Герви (21,85%) и компания Marathon Outdoor Cooperatief (6%). По итогам сделки «Лайса» могла бы стать владельцем 48,57% акций Russ Outdoor. Остальные 26,43% акций остались бы у «ВТБ капитала», 25% – у французской компании JCDecaux, рассказывали сотрудники медийных компаний.

Но сделка затягивалась из-за того, что «Лайса» не могла договориться о получении кредита. «Лайса» была готова заплатить за долю в Russ Outdoor $46 млн, рассказывали «Ведомостям» сотрудники двух крупных операторов наружной рекламы. А человек, близкий к «Лайсе», утверждал, что сумма «намного больше».

Рынок падает

В первом полугодии 2015 г. объем рынка наружной рекламы в России сократился на 27% до 15,3–15,5 млрд руб., подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России.

Инвестбанк «ВТБ капитал» оценивал свою долю в Russ Outdoor в конце прошлого года в 3 млрд руб., следует из его отчетности. В этом случае вся Russ Outdoor могла быть оценена в 11,35 млрд руб., а доля Ткачева и его партнеров – в 2,35 млрд руб.

Но в процессе переговоров сумма сделки постоянно менялась «из-за экономической ситуации в стране и кризиса на рынке наружной рекламы», говорит человек, близкий к акционерам «Лайсы». Стоимость Russ Outdoor за последние несколько месяцев заметно снизилась, добавляет источник в Russ Outdoor.

Впрочем, источники «Ведомостей» в Russ Outdoor и «Лайсе» не считают, что сделка окончательно сорвалась. «Компании ведут переговоры о дальнейшем возможном взаимодействии, но о деталях и форме сотрудничества компании пока не договорились», – утверждают они.

Russ Outdoor – крупнейший оператор на рынке наружной рекламы в России. У компании 32 000 поверхностей в 54 городах страны. Ее выручка в 2014 г. составила 5,72 млрд руб., чистый убыток – 867 млн руб.

«Лайса» в течение 10 лет является эксклюзивным партнером РЖД по размещению рекламы в составах и на железнодорожных станциях. У самой «Лайсы» сравнительно небольшая выручка – 767,2 млн руб. в 2014 г. Но компания хотела привлечь заем под залог акций Russ Outdoor.

Гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин считает, что «Лайса» не сможет выкупить долю в Russ Outdoor, пока ситуация на рекламном рынке не наладится. Тем более что в этом году операторы должны выплатить городу очередной платеж по договору. Банк мог посчитать, что компании будет сложно обслуживать кредит, резюмирует Березкин.

Представители «Лайсы» и Russ Outdoor отказались от официальных комментариев.