Печатные версии газет «Вечерний Петербург», «Невское время» и «Смена» закроются
В первом полугодии 2015 года рекламные доходы этих изданий упали почти наполовинуО скором закрытии еженедельника «Смена», ежедневных газет «Невское время» и «Вечерний Петербург», входящих в «Балтийскую медиа группу» (БМГ), «Ведомостям» рассказали несколько сотрудников этих изданий. Бумажных версий не будет, издания останутся только в интернет-версии, подтвердил управляющий БМГ Арам Габрелянов. «Пока не готов комментировать это, я занимаюсь запуском телеканала Lifenews 78 в Петербурге», – добавил он.
Всем трем изданиям было предписано подготовить концепции по переходу в интернет-версии и прекращению выпуска бумажной версии, рассказывает главный редактор «Невского времени» Михаил Иванов. По его словам, решение было объявлено 24 сентября, выпуск печатных версий «Вечернего Петербурга» и «Смены» должен прекратиться 12 октября. По «Невскому времени» сроки еще не определены, судьба газеты окончательно не решена, добавляет Иванов.
Пока планируется, что до первой декады октября редакция работает в прежнем режиме, а после этого останутся только электронные версии, рассказал сотрудник «Вечернего Петербурга», просивший не называть его имени. Для сотрудников это стало неприятным известием, добавляет собеседник «Ведомостей».
Рынок потерял треть
33% на столько сократился в первом полугодии 2015 г. рынок рекламы по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России. Объем рынка ассоциация оценила в 11,2–11,4 млрд руб.
Прежде всего закрытие бумажных изданий коснется сотрудников, которые непосредственно участвовали в процессе выпуска, – например, верстальщиков, очевидно, что эти должности будут сокращены, говорит сотрудник «Вечернего Петербурга». Пока сотрудникам не объявляли о сокращениях, не было предложений и о переводе в другие СМИ холдинга, рассказывают три сотрудника изданий. От изданий ждут предложения, которое подразумевает оптимизацию средств, говорит Иванов. По его оценке, штат трех газет – около 120 человек.
«Вечерний Петербург» и «Смена» основаны в 1917 и 1918 гг. соответственно. «Невское время» – в 1991 г. Тираж «Вечернего Петербурга» – 11 225, «Смены» – 10 000, «Невского времени» – 15 090 экземпляров, сказано на сайтах изданий. Все три газеты входили в «Балтийскую медиа группу» наряду с Балтийским информационным агентством, телеканалом «100 ТВ», радиостанциями «Балтика» и «Зенит». После смерти владельца БМГ Олега Руднова в январе этого года группа перешла под управление Габрелянова, который также управляет газетой «Известия», радиостанцией «Русская служба новостей», владеет порталом Lifenews и одноименным телеканалом, сайтом Super, газетой «Твой день», журналом комиксов Bubble.
«Не укладывается в голове, что исчезнут сразу три общественно-политические городские газеты с такой богатой историей», – говорит Иванов. Эти издания еще с момента образования БМГ в 2005 г. не входили в топ-10 по аудитории и количество их читателей последние годы сокращалось, рассказывает гендиректор рекламного агентства «Гранд медиа сервис» Андрей Волков.
Объем продаж этих изданий небольшой, но это городские информационные газеты, у них были свои определенные покупатели, в основном люди пожилого возраста, говорит гендиректор сети газетных киосков «Нева-пресс» Ирина Васильева. Им трудно будет переключиться на интернет-издания, считает она.
Выручка ЗАО «Редакция газеты «Невское время» за 2014 г. составила 75 млн руб., прибыль – 2,3 млн руб., компания с 2011 по 2013 г. была убыточной (здесь и далее данные «СПАРК-Интерфакса»). Выручка ООО «Издательский дом «Вечерний Петербург» за 2014 г. – 43 млн руб., прибыль – 3,6 млн руб., выручка ООО «Смена» – 7 млн руб., прибыль – 767 000 руб. Всеми юрлицами владеет ООО «Волна», которое через компанию ООО «Икар» принадлежит Сергею Руднову (99%) и Марине Котельниковой (1%). Выручка «Волны» за 2014 г. – 33,6 млн руб., убыток – 306 млн руб.
Катализатором закрытия печатных версий стали кризисные явления на рынке рекламы, которые особенно серьезно затронули сегмент печатных изданий, говорит Волков.
По его словам, у всех трех изданий рекламные доходы в первом полугодии 2015 г. снизились по сравнению с тем же периодом 2014 г. – у «Вечернего Петербурга» на 50% до 2,3 млн руб., у «Смены» на 54% до 910 000 руб., у «Невского времени» – на 43% до 7,9 млн руб. Расчеты проведены с учетом официальных прайсов изданий, без учета скидок. Бюджеты рекламодателей консолидируются у лидеров рынка, а издания, не входящие в топ-10, в наибольшей степени страдают от кризиса, к их числу относятся издания БМГ, считает Волков.
Вместо канала «100 ТВ» Габрелянов запустит Lifenews 78. Канал работает в тестовом режиме, пока дата его выхода в эфир не определена, говорит Габрелянов.