Телеком стал единственным растущим сегментом на рынке бытовой техники и электроники
Рост продаж смартфонов в деньгах в первом полугодии составил 8%По данным мониторинга розничных продаж GfK, в первом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. сегмент телекоммуникационных устройств (смартфоны, обычные сотовые, аксессуары к ним, а также и радиотелефоны) в деньгах вырос на 1,8%. Телеком - единственный растущий сегмент на российском рынке бытовой техники и электроники: например, продажи компьютеров и оргтехники в денежном выражении в январе - июне 2015 г. год к году сократились на 21%, фото- и видеотехники - на 32%, подчеркивают авторы отчета. По данным GfK, весь рынок бытовой техники и электроники за год уменьшился в деньгах на 15%. Сокращение в штуках составило 26%, при этом штучные продажи смартфонов уменьшились на 6%. Спрос на них хоть и уменьшился, но по-прежнему сдерживает рынок телекомустройств от резкого падения, цитирует пресс-служба GfK руководителя ее направления цифровой техники Михаила Кулакова.
Продажи смартфонов и другой техники в абсолютном выражении в деньгах и в штуках GfK не приводит.
В первом полугодии 2015 г. продажи смартфонов в деньгах год к году выросли примерно на 8%, при этом их доля в выручке от продаж телекоммуникационных устройств «значительно превышает 80%», отмечает замруководителя департамента Наталья Моржова. В большинстве других сегментов - спад, отмечает она.
Снижение продаж смартфонов в первом полугодии 2015 г. в штуках год к году составил 5,5%, рост в деньгах - 7%, уточняет представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Похожие данные по российскому рынку смартфонов, правда, за первые семь месяцев 2015 г. приводит «Евросеть»: падение продаж год к году в штуках составило 6%, рост в деньгах - 7%. Доля смартфонов в общих продажах смартфонов и телефонов выросла с 59 до 65% в штуках и с 88 до 91% - в деньгах, отмечает ее представитель Ульяна Смольская.
Рост выручки от продаж смартфонов связан с миграцией части их моделей в более высокие ценовые сегменты, а в конечном итоге - с ростом цен на них. В других сегментах снижение продаж в натуральном выражении не компенсируется ростом стоимости, отмечает она. То, что такое происходит со смартфонами, Моржова объясняет более коротким по сравнению с другой бытовой техникой и электроникой сроком замещения старых аппаратов новыми. Сейчас покупатель рассматривает состояние имеющихся у него цифровых гаджетов как «еще послужит» или «пора менять, не работает», отмечает и Кулаков. Единственное устройство, которое потребитель обновляет раз в год или даже в полгода, – это смартфон, утверждает он.
Смартфоны - действительно единственная крупная товарная категория, выручка от продаж в которой растет из-за повышения рублевых цен на устройство: количество покупателей при этом снизилось, отмечает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. На фоне кризиса растет популярность смартфонов нишевых брендов (B-брендов), говорит он.
Представитель «Связного» Мария Заикина, напротив, утверждает, что в первом полугодии 2015 г. рынок смартфонов год к году сократился в деньгах на 2%. По ее словам, за год средний чек на смартфон вырос на 10% до 9500 руб. Но другие категории портативной электроники падают сильнее, признает она. Например, выручка от продаж планшетов сократилась на 35%, утверждает Заикина. Некоторое оживление рынка портативной электроники она ожидает в IV квартале 2015 г.
Несмотря на сокращение продаж смартфонов, доля пользующихся ими абонентов растет, говорят представители операторов. У МТС во II квартале 2015 г. она год к году выросла на 7,9% п. п. до 44,9%, у «Вымпелкома» - на 13,8 п. п. до 40,9%. С ростом парка смартфонов Солодовников связывает рост доходов компании от услуг мобильного интернета - за год он составил 23,4%. Абоненты МТС стали покупать больше дорогих, технологичных смартфонов с поддержкой LTE, которые позволяют потреблять больше трафика, отмечает он.
Рост парка смартфонов - один из драйверов роста выручки от дата-сервисов, согласна представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» не видит падения продаж смартфонов в штуках в своей рознице, поскольку сейчас сама монобрендовая розница активно развивается, добавляет она.