Об «интернете вещей» говорят все чаще
Его развитию помогает проникновение смартфонов, становящихся пультом управления умными вещамиПроизводители электроники все чаще стремятся наделять «разумом» предметы, называя это интернетом вещей (Internet of Things, IoT). Подключать к нему все – от домашней утвари до целых умных городов – позволяет скоростной мобильный доступ, а повальное распространение смартфонов облегчает общение с умными вещами.
Смартфон утюгу товарищ
На берлинской выставке потребительской электроники IFA-2015 международный производитель бытовой техники Redmond представил линейку устройств Smart Home: утюг, чайник, мультиварка, обогреватель, напольные и кухонные весы и др. Redmond только начинает выводить их на массовый европейский рынок, рассказал «Ведомостям» ее директор по развитию бизнеса Мирко Драгони. Но в России, ставшей пилотным рынком для устройства Smart Home, они уже продаются, отмечает он.
От обычной утвари техника Redmond отличается тем, что управлять ею можно с помощью смартфона или планшета из любой точки мира через загруженное на него приложение R4S Gateway. «Выключен ли оставленный дома утюг?» – этот вопрос задают себе ежедневно миллионы людей. Так почему бы не сделать так, чтобы утюг можно было выключить со смартфона, например, по дороге на работу?» – говорит Драгони. Обладают устройства Redmond и зачатками искусственного интеллекта – пока, правда, на уровне простейших запрограммированных сценариев. Например, чайник разбудит владельца с утра, заранее подогрев чай, а забытый утюг автоматически выключается, если уйти из квартиры со смартфоном, к которому он подключен по каналу Bluetooth.
В 2011 г. «Техносерв» и «Акадо телеком» создали для Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) систему, позволяющую удаленно, через интернет, снимать показания о расходе тепловой энергии в жилых домах Москвы. Такие счетчики установлены на 23 000 объектов МОЭК. Там, где нет фиксированного интернета, данные передаются по сотовому каналу, рассказывает замруководителя Дирекции по интеграционным решениям «Техносерва» Татьяна Орлова. По ее словам, система позволяет энергетикам быстро узнавать о сбоях в теплоснабжении и прогнозировать возможные поломки.
Плохо измеримый рынок
Рекомендованные цены умных чайников Redmond – от 4595 руб. Бюджет внедрения проекта МОЭК не разглашается. Но и то и другое, несмотря на колоссальную разницу в масштабах и аудитории пользователей, относится к интернету вещей. Возможно, из-за такого разнообразия умных вещей и связанных с ними услуг IDC оценила мировой рынок IoT в $665,8 млрд. По ее прогнозу, в ближайшую пятилетку он ежегодно будет расти в среднем на 16,9% и к 2020 г. достигнет $1,7 трлн.
К 2020 г. количество подключенных, или умных, устройств утроится и достигнет 50 млрд, прогнозирует глобальный руководитель по развитию стратегии Cisco в области интернета вещей Мэтью Смит. С 2008 г. количество подключенных устройств увеличилось с 7 млрд до почти 16 млрд. По прогнозу Смита (его подсчеты основаны на результатах уже осуществленных 62 проектов), экономическая выгода, которую может принести всеобъемлющий интернет (под ним Cisco подразумевает соединение пользователей, вещей, данных и процессов), в ближайшие 10 лет составит $19 трлн. Из них $14,4 трлн приходится на частный бизнес, а $4,6 трлн – на госсектор. В частном секторе благодаря IoT повысится эффективность использования активов (выгода составит $2,4 трлн) и логистики поставок ($2,7 трлн), а также улучшится качество обслуживания заказчиков ($3,7 трлн). В России же, говорит Смит, по самым консервативным оценкам, выгода от внедрения технологий всеобъемлющего интернета может достичь $200 млрд.
Для Qualcomm интернет вещей – уже реальный бизнес, отмечает ее вице-президент по развитию бизнеса в Восточной Европе Юлия Клебанова. По ее словам, в 2014 финансовом году (завершился в сентябре 2014 г.) компания заработала на нем более $1 млрд (чуть менее 3,8% всей выручки). По прогнозу Qualcomm, в 2015 финансовом году ее выручка, не связанная со смартфонами, вырастет более чем на 10%.
Опрошенные «Ведомостями» аналитики, производители оборудования, а также сотовые операторы затруднились оценить российский рынок интернета вещей, доступны лишь оценки количества подключенных к нему устройств.
В зависимости от методики подсчета сейчас в России работает от 4 млн до 8 млн устройств, подключенных к интернету вещей, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов оценивает российский рынок интернета вещей на начало второго полугодия 2015 г. в 12–15 млн подсоединенных устройств. Развитию рынка способствует доступность современных беспроводных технологий, таких как 3G, WiFi, LTE, считает Орлова из «Техносерва». Сегодня у мобильных операторов почти везде хорошее покрытие, а практически у всех жителей страны есть устройство, которое поддерживает беспроводной доступ, рассуждает она.
Разнообразие видов
Интернет вещей подразумевает разные сценарии работы устройств доступа в сети – от малой скорости передачи данных при длительном времени автономной работы до сверхвысоких скоростей. Интернет вещей будет работать, используя общепринятые стандарты связи, такие как LTE, WiFi и Bluetooth, считает Клебанова из Qualcomm. В будущем устройства, передающие информацию от случая к случаю, но делающие это годами, например датчики на водопроводных и газовых сетях, смогут подключаться по LTE категории 0 (Cat-0 – одна из перспективных спецификаций LTE), прогнозирует Клебанова. А, к примеру, одновременно передавать однотипный контент на десятки тысяч устройств (скажем, транслировать записи повторов футбольного матча болельщикам на стадионе) позволяет технология LTE Broadcast.
У производителей бытовой техники и электроники пока нет единых стандартов в сфере интернета вещей, отмечает Драгони из Redmond, но им может стать Ready for Sky, который применили в Redmond. По его словам, технология Ready for Sky доступна всем желающим производителям бытовой техники и она позволит управлять их устройствами из единого мобильного приложения, например, «если у пользователя чайник Redmond, кофеварка второго производителя, а утюг – третьего».
Раздача мозгов
По словам Клебановой, сейчас к интернету вещей проявляют интерес производители портативной электроники. Чипсеты Qualcomm, например, используют разработчики фитнес-трекеров Jawbone, Fitbit и др.; стоят они также в смарт-часах Samsung Gear.
Второй интересный с ее точки зрения сегмент – автопром. В январе 2015 г. Cadillac представил концепт-кар, который по смартфону, подключенному к его развлекательной системе, определяет профиль водителя. Например, регулирует зеркала, включает комфортный режим климат-контроля, любимую музыку и т. п. Среди заказчиков и партнеров Qualcomm в сфере умных автомобилей – Daimler, Audi, Mercedes.
Умное страхование
Страховые компании предлагают водителям скидку на свои услуги за аккуратное вождение: на автомобиль клиента устанавливается подключенное к мобильной сети устройство, которое отслеживает параметры вождения (резкость, скорость, соблюдение ПДД). При помощи приложения на смартфоне клиент может проверять, соблюдает ли он параметры вождения, и вовремя их корректировать. Аккуратное вождение обеспечивает клиентам некоторых страховых компаний скидку до 55%.
Автомобильные решения логично дополняются решениями для умного города, продолжает Клебанова. Например, паркоматы партнера Qualcomm – IPS Systems посылают сигнал, позволяющий водителю узнать, где есть ближайшее свободное парковочное место.
Интерес к умным автомобилям есть не только у Qualcomm. В мае 2015 г. немецкая Bosch анонсировала выпуск системы, автоматизирующей вождение автомобиля, в определенных случаях управляющей им без помощи водителя. Так, специальная система коммуникаций между машинами, которую разрабатывает Bosch, позволяет им «предупреждать» друг друга о гололеде или дорожных работах: получив такое «предупреждение», умные автомобили, едущие следом, успеют снизить скорость.
В России проектов в сфере интернета вещей немного, но они есть, отмечает Орлова. Для «Техносерва» интересны проекты для крупных предприятий, которые помогают удаленно снимать различные показатели и характеристики с объектов без помощи человека, говорит она. Так, «Техносерв» разрабатывает платформу для оказания коммерческих услуг на базе государственной системы мониторинга ДТП «Эра «Глонасс», рассказывает Орлова. С помощью терминалов «Эра «Глонасс» страховые компании после аварии смогут получить и проанализировать данные о движении автомобилей за несколько минут до аварии, по которым с уверенностью можно будет установить скорость и траекторию их движения, приводит она пример. Владельцы коммерческого транспорта получат точные данные о прибытии машин в пункты маршрута, а водители будут ездить, соблюдая правила, полагает Орлова.
Операторский разум
Драйверами роста интернета вещей являются и недогруженные мощности сотовых операторов, отмечает представитель Huawei Виталий Лепехин. Операторы заинтересованы как в загрузке этих мощностей, так и в развитии инновационных услуг, приносящих постоянный доход, считает он.
Такой основной сегмент интернета вещей, как M2M-сервисы (machine-to-machine; устройства с sim-картами, использующие мобильную связь для передачи данных автоматизированным платформам), имеет хорошие перспективы на российском рынке, полагает представитель МТС Дмитрий Солодовников. За 2014 г. МТС продала 2,9 млн sim-карт для межмашинных соединений. Доля оператора на этом рынке на конец 2014 г. составила 51%, ссылается он на данные J’son & Partners Consulting. Около 43% M2M sim-карт используется для мониторинга транспорта, в том числе в сигнализациях и системах умного страхования, около 23% рынка приходится на автоматические счетчики, установленные на предприятиях ЖКХ, говорит Солодовников.
Рынок решений в сфере интернета вещей только формируется, но «Вымпелком» готовится к его развитию, отмечает Айбашева. Например, в конце 2014 г. компания запустила платформу мониторинга автотранспорта «Компас» для корпоративных клиентов, позволяющую управлять автопарком, сочетая позиционирование как по GPS/«Глонасс», так и по координатам базовых станций «Вымпелкома», рассказывает она.
Представитель «Мегафона» Татьяна Зверева оценивает его долю на российском рынке M2M по количеству абонентов примерно в 20%. На начало второго полугодия 2015 г. оператор обслуживал 1,5 млн таких абонентов, рассказывает она. В июне 2015 г. оператор выиграл конкурс компании «РТ-инвест транспортные системы», которая будет оператором системы взимания платы за проезд по дорогам России грузовиков весом свыше 12 т, – «Мегафон» должен поставить ей 2 млн sim-карт, которые будут вставляться в мониторинговые модули автомобилей. Но этим проектом интерес «Мегафона» к M2M и интернету вещей не исчерпывается: помимо мониторинга транспорта компания занимается внедрениями M2M в энергетике, ЖКХ, в финансовых организациях, телемедицине и др., отмечает Зверева.