Компания Олега Дерипаски, Huawei и «Ланит» построят дата-центр

Они готовы вложить в предприятие $355 млн
Сегмент дата-центров остается одним из немногих растущих в российской IT-отрасли
Сегмент дата-центров остается одним из немногих растущих в российской IT-отрасли / Д. Абрамов / Ведомости

Холдинг En+ Group, объединяющий алюминиевые, металлургические, энергетические, горнодобывающие и логистические компании Олега Дерипаски, вместе с партнерами вложит $355 млн в дата-центр в Сибири, сообщает Bloomberg и подтвердил сам холдинг. Партнеры En+ Group по проекту – китайский производитель IT-оборудования Huawei и интегратор «Ланит». Huawei будет поставлять оборудование и поможет привлекать азиатских клиентов. Первым китайским клиентом станет китайская Centrin Data Systems, говорится в сообщении Huawei. За привлечение российских клиентов будет отвечать «Ланит», сообщает интегратор. А En+ Group даст электроэнергию и площадку для строительства дата-центра, следует из сообщения компаний.

En+, Huawei и «Ланит» будут вкладывать в проект собственные средства, а также деньги, полученные в рамках проектного финансирования китайских банков и фондов. К 2018 г. в строительство первой очереди дата-центра из 1800 серверных стоек будет вложено $55 млн. После дополнительно вложенных $300 млн к 2024 г. его мощность увеличится до 8000 стоек, говорится в сообщении партнеров. Представители «Ланита» и Huawei отказались раскрыть «Ведомостям» объем инвестиций и будущий заработок, который они ждут от дата-центра

О планах En+ Group строить дата-центр в Сибири стало известно в сентябре 2014 г., но тогда компания озвучивала лишь планы по первому этапу – развернуть площадку на 1500 серверных стоек. Поскольку для En+ это первый такой проект, она искала стратегического партнера с международным опытом и выбирала среди нескольких десятков компаний, в том числе китайских, объясняли представители.

Размещать дата-центр в Сибири выгодно, считают партнеры. Гендиректор En+ Group Максим Соков говорит, что недорогая электроэнергия в сочетании с холодным климатом, уменьшающим энергозатраты на охлаждение, помогут дата-центру конкурировать на растущем азиатском рынке. Весь российский рынок дата-центров в феврале 2015 г. аналитики En+ оценивали в 15 000 серверных стоек, тогда как в Китае их около 500 000.

Что такое дата-центр

Дата-центр, или центр обработки данных (ЦОД), – это специализированное здание, где компании размещают свои серверы для хранения данных. У некоторых компаний есть свои ЦОДы, но в основной массе бизнес предпочитает арендовать места в коммерческих дата-центрах, сдающих место под оборудование сторонним клиентам.

Партнеры рассчитывают, что до 80% мощностей дата-центра будут потреблять азиатские клиенты, в том числе в рамках проектов взаимодействия ЕАЭС, «Экономического пояса Шелкового пути» и партнерства БРИКС. Сейчас китайцы предпочитают размещать серверы с информацией в Гонконге, но там жарко и нужно тратить дополнительные деньги на системы охлаждения, рассказывал «Ведомостям» Соков в июле 2014 г. В Иркутске прохладнее, а значит, и энергозатраты меньше. «Если сравнивать себестоимость дата-центров в Гонконге и Иркутске, то в Иркутске она примерно в 5 раз ниже», – утверждал Соков. Сибирский климат и дешевая электроэнергия действительно позволят экономить, соглашается управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин. Но ему пока непонятно, перевесит ли эта экономия удаленность от центров принятия решений клиентов, а также стоимость и надежность телекоммуникационной инфраструктуры. Стандартный коммерческий клиент не заинтересуется таким дата-центром, предполагает Фокин. А возлагая надежды на китайский спрос, он советует обратить внимание на высокий уровень протекционизма в Китае. Российский спрос на услуги удаленного от Москвы и Санкт-Петербурга дата-центра близок к нулю: в Сибири также нет заказчиков для такого дата-центра, говорит гендиректор компании «Ди си квадрат» (проектирует дата-центры) Александр Мартынюк.

Представители опрошенных «Ведомостями» дата-центров отмечают растущий спрос на услуги хранения и обработки данных и связывают его с вступившим в силу 1 сентября обновленным законом о персональных данных. Он требует от всех компаний, работающих с персональными данными российских граждан, обрабатывать и хранить их в России.

На конец 2013 г., по данным IDC, все коммерческие дата-центры в России насчитывали около 26 500 стоек (ими измеряется пространство для размещения IТ-оборудования). Сейчас стоек уже более 30 000, рассказывает старший аналитик IDC Михаил Попов. По словам Попова, новый закон способствовал росту бизнеса коммерческих дата-центров еще до официального вступления в силу: многие западные компании вынуждены были заранее озаботиться размещением оборудования в России.

Другая причина роста интереса к размещению данных в России, а не за границей – девальвация рубля. Представитель компании «Селектел» Александр Вечерский говорит, что услуги компании стали на 20–40% дешевле, чем у иностранных конкурентов, что позволяет компании надеяться на рост выручки.