Производители смартфонов опасаются последствий падения китайского фондового рынка
Спрос на смартфоны в этой стране может сократитьсяПо оценке IDC, во II квартале продажи смартфонов в Китае снизились на 4% по сравнению с прошлогодними – впервые за шесть лет. Китай остается крупнейшим в мире рынком смартфонов, но количество потребителей, покупающих смартфон впервые, здесь сокращается: у 9 из 10 жителей крупных городов это устройство уже есть. Признаки замедления, которые показал в этом году китайский рынок смартфонов, связаны не столько с ослаблением экономики, сколько с высоким уровнем проникновения, говорит аналитик Yuanta Джефф Пу.
Однако резкое падение биржевых индексов в Китае вполне может заставить розничных инвесторов урезать расходы, к тому же участники рынка начинают опасаться негативного влияния этой ситуации на всю экономику страны. По сравнению с пиковым значением середины июня китайский фондовый рынок упал на 37%, и в числе наиболее пострадавших от спада оказались изготовители смартфонов и их поставщики. Акции Lenovo, одного из крупнейших в стране производителей смартфонов, за 2,5 месяца подешевели почти вдвое, у изготовителя корпусов BYD и изготовителя встроенных цифровых камер Q Technology падение превысило 60%. Тенденция распространилась по цепочкам поставок на Тайвань, в результате рыночная капитализация поставщика чипов Novatek уменьшилась более чем на треть.
Это ухудшает перспективы китайских компаний, которые успели закрепиться на рынке своей страны, но не добились приемлемой прибыли. Джейн Чжан, аналитик из Gartner, полагает, что очень серьезно может пострадать и бизнес компании Apple, получающей в Китае более трети всей своей выручки. По словам Чжан, зачастую покупатели дорогих смартфонов в Китае – это частные инвесторы в местный фондовый рынок. Многие из этих людей могут отложить покупку нового устройства или предпочесть более дешевую модель китайского производства.
Впрочем, некоторые наблюдатели, включая главу Apple Тима Кука, не согласны с такой пессимистической оценкой. На прошлой неделе Кук подтвердил журналистам CNBC, что продажи Apple на китайском рынке уверенно росли и в июле, и в августе. Слова Кука помогли несколько стабилизировать котировки акций Apple, но все же не спасли их от снижения на 13% за три месяца. Пострадали и компании из цепочки поставок Apple. Так, у корейской LG Display и японской Japan Display акции потеряли в цене более 20%.
Некоторые поставщики Apple также считают, что в целом ситуация почти не ухудшилась. Murata Manufacturing, крупнейшим заказчиком которой является Apple, прогнозирует, что продажа комплектующих для смартфонов, продаваемых в Китае, в этом году вырастет в 1,5 раза. Одним из благоприятных факторов руководство Murata считает внедрение в стране технологий 4G.
Еще одной проблемой для Apple может стать резкое ослабление юаня в августе. Для американской компании это означает необходимость либо повышать продажные цены, либо смириться с уменьшением маржи. Многим поставщикам Apple девальвация юаня, напротив, выгодна: компании вроде тайваньских Hon Hai Precision Industry и Pegatron продают свою продукцию Apple за доллары, а зарплату на китайских предприятиях платят в юанях.
Крупным китайским производителям, таким как Huawei, ослабление юаня помогает укреплять позиции на зарубежных рынках, а вот небольшим компаниям, у которых затраты на производство номинируются в долларах, а продукция ориентирована на внутренний рынок, эта тенденция невыгодна.
FT, 31.08.2015, Александр Силонов