Еврокомиссия разослала новую анкету по Google
Новые подозрения касаются злоупотребления доминирующим положением и копирования контентаВ распоряжении The Wall Street Journal (WSJ) попали материалы, согласно которым Еврокомиссия снова разослала участникам IT-рынка анкету, чтобы получить более подробную информацию о методах ведения бизнеса Google. Представительница Google отказалась это комментировать.
Чиновники ЕС и раньше высказывали озабоченность по поводу методов Google, а в апреле американскую компанию обвинили в недобросовестном продвижении собственных сервисов с помощью искажения результатов поиска. В одной из прежних анкет, предлагавшихся участникам европейского рынка, регуляторы спрашивали об «эксклюзивных обязательствах», с помощью которых американская компания пыталась препятствовать размещению на партнерских сайтах рекламы конкурирующих с Google сервисов. Цель нынешнего анкетирования – узнать, как изменилась политика Google с 2010 г. В частности, респондентов просят предоставить копии их соглашений по рекламе, заключенных с Google за последние четыре года.
Параллельно участникам европейского рынка была разослана еще одна анкета, где речь идет о предполагаемом копировании американской компанией изображений и другого контента, принадлежащего конкурирующим компаниям. В числе прочих жалобу на недобросовестные методы конкуренции Google направила в Еврокомиссию News Corporation, издающая WSJ. Google должна до 31 августа официально ответить на предъявленные ей обвинения в дискриминации конкурентов. Ранее комиссия дважды переносила назначенный срок.
Власти ЕС также расследуют методы Google по продвижению мобильной операционной системы Android. Если будет выявлено нарушение антимонопольных законов, компании грозит миллиардный штраф, кроме того, регуляторы могут потребовать от Google изменить методы ведения бизнеса. В апреле, когда комиссар ЕС по антимонопольной политике Маргрет Вестагер обвинила Google в дискриминации конкурентов, она пообещала тщательно расследовать деятельность компании в Европе – в частности, предполагаемые случаи копирования и использования чужого контента, навязывание эксклюзивных условий при заключении рекламных сделок и попытки ограничить рекламодателей в выборе рекламной платформы.
Появление новой анкеты свидетельствует, что у комиссии появились дополнительные поводы для озабоченности и она собирает свидетельства для официального предъявления обвинений.
Стремление комиссии изучить проблемы копирования и навязывания эксклюзивных условий можно только приветствовать, говорит Томас Хеппнер, адвокат из юридической фирмы Olswang, представляющей интересы противников Google. Издатели несут расходы по созданию контента, а Google наживается, попросту копируя и используя этот контент в собственных сервисах, замечает он.
В анкетах регуляторы просят респондентов указать в текстах соглашений с Google, какие именно пункты препятствовали этим компаниям в размещении рекламы конкурентов, и сообщить, почему они согласились на такие условия. Один из вопросов анкеты звучит так: «Оговаривала ли Google когда-либо, в письменной или устной форме, в числе условий продолжения партнерских отношений, что вы должны демонстрировать на своих веб-страницах поисковую рекламу только самой Google?» В анкете, посвященной копированию контента, респонденты должны пояснить, в какой мере они контролируют использование своих материалов, размещаемых на сервисе Google Images, если не запрещают в явном виде какое-либо использование этих материалов.
WSJ, 21.08.2015, Александр Силонов