МТС отстала от конкурентов по росту абонентской базы из-за потери «Связного»

Замещение ритейлера собственной розницей МТС снизило маржу
МТС предлагает посетителям своих салонов смартфоны по себестоимости
МТС предлагает посетителям своих салонов смартфоны по себестоимости / Д. Абрамов / Ведомости

Потеря такого канала распространения, как «Связной», не сильно сказалась на результатах МТС за II квартал 2015 г. – абонентская база оператора в России за три месяца выросла на 0,9 млн абонентов, выручка от мобильных услуг год к году увеличилась на 2,8% до 72,7 млрд руб., в том числе выручка от мобильных услуг передачи данных – на 23,4% до 18,9 млрд руб.

Продажи контрактов МТС в «Связном» упали после того, как в начале апреля сотрудничество с ритейлером после почти двухлетнего перерыва возобновили «Мегафон» и «Вымпелком». Формально сотрудничество прекратится 23 августа. МТС объясняла это тем, что в «Связном» абонентов МТС пытаются переподключить к другим операторам. После ухода МТС из «Связного» ее контракты не будут продаваться уже в двух крупнейших мультибрендовых сетях – с «Евросетью» оператор прекратил сотрудничество еще в прошлом году. Вчера вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич сообщил, что на «Связной» приходилось даже в лучшие времена не более 15% продаж контрактов оператора.

МТС решила сосредоточиться на развитии собственной розницы. Она снизила цены на интернет-устройства до закупочных (снижение достигало 30%). Это было нужно, чтобы клиенты покупали устройства, генерирующие трафик, а чем больше они пользуются мобильным интернетом, тем выше их средний месячный счет (ARPU), пояснял «Ведомостям» руководитель розницы МТС Арвидас Алутис.

Построят больше

Выручка МТС по итогам II квартала 2015 г. увеличилась на 3,9% год к году до 102,7 млрд руб. Скорректированный показатель OIBDA оператора сократился на 2,1% до 42,7 млрд руб. Чистая прибыль МТС во II квартале составила 17,1 млрд руб., на 21,7% меньше, чем годом ранее. Капитальные затраты группы по итогам первого полугодия 2015 г. составили 53,6 млрд руб. МТС увеличила прогноз по капзатратам на 2015 г. до 92 млрд руб.

Кроме того, компания решила возродить бренд «Телефон.ру», чтобы соперничать со «Связным» и «Евросетью». Оператор купил эту сеть в феврале 2009 г., но вскоре закрыл. В Москве у «Телефон.ру» на первых порах будет около 200 салонов, говорил человек, близкий к «Т2 РТК холдингу» (бренд Tele2), который рассчитывает продавать в этих салонах свои контракты. А один из знакомых менеджеров МТС рассказывал, что в федеральной сети «Телефон.ру» будут тысячи салонов. МТС будет развивать «Телефон.ру» как альтернативу собственному монобренду и уже запустила несколько салонов, сообщил вчера Лацанич.

Квартальный прирост в 0,9 млн абонентов (на 1,2%) – хорошая компенсация тех продаж, которые выпали из-за «Связного», считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Конкуренты МТС «Мегафон» и «Вымпелком», контракты которых продаются не только в их рознице, но и в «Евросети» и «Связном», отчитались во II квартале о росте абонентской базы квартал к кварталу на 2,7 и 2,6% соответственно.

Продажи смартфонов в рознице МТС в рублях выросли на 40% год к году, что тоже хороший результат, добавляет Венгранович. Но оператору пришлось немного пожертвовать маржей: показатель снизился c 44,6 до 43,7%.

На продажах смартфонов стратегия МТС действительно отразилась положительно, но говорить о том, что благодаря ей оператору удалось компенсировать все потери по продажам и нарастить выручку от передачи данных, еще рано, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Так, ARPU год к году снизился на 3,5% до 324 руб., хотя новая розничная стратегия направлена на обратный эффект. К тому же в дальнейшем эта стратегия должна еще сильнее ударить по рентабельности, так как гаджеты в рознице продаются с нулевой маржей, считает он.

Прогноз про марже на 2015 г. МТС пока не снизила, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. К тому же среди операторов большой тройки рост выручки от передачи данных у МТС самый большой: 23,4% год к году до 18,9 млрд руб. У «Мегафона» и «Вымпелкома» во II квартале рост составил соответственно 20,3% (до 19,5 млрд руб.) и 19% (до 8,9 млрд руб.). Но если в I квартале 2015 г. МТС лидировала по выручке от передачи данных (18,1 млрд руб. против 17,5 млрд руб. у «Мегафона»), то теперь она уступила «Мегафону» лидерство.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников говорит, что не знает причины «агрессивного роста» показателя выручки по передаче данных у конкурента. Представитель «Мегафона» объясняет это ростом абонентской базы и количества интернет-пользователей (в том числе с поддержкой 4G). Кроме того, клиенты все чаще выбирают пакетные тарифы с большими объемами мобильного интернета, замечает он.

У МТС на 1,5 млн снизилось число абонентов, пользующихся мобильным интернетом, отмечает Либин. Это сезонный отток, который связан с тем, что в конце прошлого года был ажиотажный спрос на гаджеты, объясняет Солодовников. Сейчас этот эффект стабилизировался и в годовом исчислении МТС видит органический рост количества как абонентов в целом, так и интернет-пользователей, отмечает он.