Девальвация юаня улучшает положение крупных экспортеров китайской продукции
Но вредит бизнесу компаний, ориентированных на внутренний рынокСитуация на валютном рынке Китая выгодна для таких производителей, как Huawei, ZTE и Lenovo, получающих более половины своей выручки за пределами страны. Между тем Xiaomi, Meizu Technology и другие компании, производящие смартфоны в основном для китайского рынка, оказались в проигрыше. Впрочем, как утверждают участники рынка, и выгоды, и убытки в данном случае сравнительно невелики.
Xiaomi, один из ведущих китайских производителей смартфонов и самый дорогой в стране стартап, больше всех пострадала от ослабления национальной валюты. Большая часть выручки эта компания получает в юанях, а за многие комплектующие ей приходится платить поставщикам в долларах. Главным приоритетом для Xiaomi в этом году стала экспансия на зарубежные рынки, прежде всего в Бразилию и Индию, но, как сообщает IDC, во II квартале около 90% поставок ее телефонов приходилось на китайский рынок.
В последние 20 дней курс юаня в основном снижался. Конкурентоспособность китайских товаров при этом растет, но в целом влияние девальвации на бизнес местных изготовителей электроники неоднозначно. В частности, компания Meizu, поддерживаемая гигантом электронной коммерции Alibaba, заявляет, что ее расходы на закупку импортных компонентов вырастут. Смартфоны Meizu очень популярны в Китае, но за пределами страны компания не слишком заметна. «В целом девальвация юаня невыгодна бизнесу нашей компании, но вред от нее невелик», – говорит представитель Meizu.
Другая китайская компания, ZTE, заявляет, что ослабление юаня положительно скажется на ее прибыли, помогая сократить некоторые потери в связи с соотношениями курсов. ZTE успешнее других китайских компаний осваивает зарубежные рынки, в том числе американский.
Как отмечает Ханс Тун, управляющий партнер фонда GGV Capital и один из первых инвесторов Xiaomi, чем больше китайская компания вовлечена в глобальную экономику, тем большим может быть влияние на нее девальвации юаня. «Впрочем, в любом случае это влияние будет незначительным, – добавляет Тун. – Если компания сфокусирована на китайском рынке, ее доход снизится менее чем на 1%».
Крупные производители хеджируют валютные риски, и реальное влияние, оказываемое на них девальвацией, определяется стратегией хеджирования. Компании часто заключают долгосрочные контракты на поставку иностранных комплектующих, чтобы колебания курсов не сказывались на финансовых показателях немедленно. «Обычно мы делаем заказы за шесть месяцев, и цена заранее фиксируется», – говорит Дэн Аньмин, директор по стратегии китайской компании Wingtech Communications, изготовляющей по контракту смартфоны для Xiaomi, Huawei, Lenovo и других брендов.
Гендиректор Lenovo Ян Яньцзин полагает, что девальвация юаня повлияет на бизнес его компании незначительно, хотя снижение производственных затрат станет положительным фактором. Снижения потребительского спроса в Китае, по его мнению, не будет. «Девальвация на 2% никак не сказывается на спросе, – говорит Ян. – И потребители, и производители переварят это».
Для контрактных изготовителей электроники вроде Wingtech и Foxconn девальвация выгодна, поскольку расходы на производство в Китае снижаются, а выручку они получают в долларах. Кроме того, поскольку контрактные изготовители работают с небольшой маржей и не могут переложить увеличение затрат на плечи своих поставщиков, девальвация влияет на их бизнес сильнее. «В целом для китайской индустрии смартфонов это плюс», – считает Лао Яо, генеральный секретарь альянса китайских производителей смартфонов.
WSJ, 13.08.2015, Александр Силонов