«Скартел» (бренд Yota) подключил за год миллион абонентов

Он стал самым крупным мобильным виртуальным оператором в России
Yota работает восемь лет, но услуги голосовой связи начала предоставлять только год назад
Yota работает восемь лет, но услуги голосовой связи начала предоставлять только год назад / А. Махонин / Ведомости

Принадлежащий «Мегафону» мобильный виртуальный оператор (MVNO) «Скартел», работающий под брендом Yota, за год набрал чуть более 1 млн абонентов, рассказала представитель компании Лина Удовенко. В эти подключения не входят usb-модемы и роутеры, уточняет она. Примерно половина из sim-карт зарегистрированы в Москве и Петербурге.

МТС не конкурирует отдельно со «Скартелом», рассматривая его как часть «Мегафона», с которым МТС давно и успешно конкурирует, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. MVNO самой МТС – например, с МГТС и МТТ – решают сугубо утилитарные задачи: в первом случае продвигается выгодное пакетное предложение для Москвы, во втором идет целевая работа с абонентами из стран ближнего зарубежья, объясняет он.

Бывший интернет-провайдер, «Скартел» начал предоставлять услуги голосовой связи в августе 2014 г. Сейчас оператор выдает sim-карты в 52 регионах.

Через пять лет работы «Скартел» планирует обслуживать около 10 млн клиентов, в том числе 4G-модемов и роутеров, говорил «Коммерсанту» в апреле 2014 г. его бывший гендиректор Анатолий Сморгонский.

10 млн абонентов – вполне достижимое число при сохранении бизнес-модели, уверен Сморгонский. Уже сейчас «Скартел» – один из крупнейших мировых MVNO, не считая этнических, отмечает он. Компания сразу заняла широкую и растущую нишу рынка, поскольку в отличие от традиционных операторов интернет для нее не дополнительная, а основная услуга, объясняет Сморгонский. Такое позиционирование оказалось правильным на рынке, где снижается голосовой и sms-трафик, зато неуклонно растет количество планшетов и смартфонов, а также расширяется сегмент пользователей, для которых важен мобильный интернет, считает он.

Год без роста

Без учета «Скартела» и «Связной мобайл» в России сейчас около 400 000–500 000 абонентов виртуальных операторов, посчитал Савватин. За год их количество практически не изменилось.

Ключевым отличием «Скартела» от традиционных мобильных операторов Удовенко называет безлимитный доступ в интернет, а также отсутствие внутрисетевого роуминга: разговоры, трафик и sms в любом регионе России оплачиваются по домашнему тарифу. Таким образом, целевая аудитория проекта – это пользователи, которые часто ездят по России, а также люди, использующие на смартфонах и планшетах много интернет-трафика, отмечает Удовенко.

Выручку и средний ежемесячный счет на абонента (ARPU) «Скартел» не раскрывает. По словам Удовенко, минимальный платеж абонента в Москве – 440 руб. в месяц, в регионах – в среднем 240–250 руб. По оценке iKS-Consulting, в первом полугодии 2015 г. ARPU российских сотовых абонентов составлял около 330 руб. (в Москве – около 600 руб.).

«Скартел», аффилированный с «Мегафоном», нельзя назвать виртуальным оператором в полном смысле слова, но для нишевого проекта, рассчитанного на высокодоходную аудиторию, 1 млн абонентов за год – очень хороший результат, считает гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин. По его данным, крупнейший по количеству абонентов MVNO в России после «Скартела» – «Связной мобайл». Его в ноябре 2013 г. на сети МТС запустил «Связной» – к концу 2014 г. к нему было подключено около 800 000 абонентов. Но весной 2015 г. развитие проекта было заморожено.

За год с момента запуска проекта ритейлер реализовал около 650 000 sim-карт «Связной мобайл», рассказывает Заикина. Потенциал для новых подключений был гораздо выше, однако для ритейлера важнее было не допустить переподключений абонентской базы МТС, отмечает она. Успех проекта она объясняет интеграцией с программой лояльности «Связной-клуб», а также широкой сетью распространения.

Конкуренции со стороны «Скартела» «Вымпелком» и «Т2 РТК холдинг» не ощущают, говорят их представители. У Tele2 низкие тарифы на входящие и исходящие звонки в роуминге, а также выгодные опции, отмечает представитель оператора Константин Прокшин.

Потребности абонентов в мобильном интернете полностью обеспечивают тарифы и тарифные опции, среди которых есть и предложения для суперактивных пользователей, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Создание отдельного бренда и затраты на инфраструктуру MVNO неэффективны, считает она. Фактически Yota – это тариф «Мегафона», а у «Вымпелкома» только на пакетном тарифе «Все» более 10 млн абонентов, добавляет она.

По данным «Вымпелкома», рост базы пользователей «Скартела» – следствие каннибализации абонентской базы «Мегафона», утверждает она. К «Скартелу» переходят абоненты всех операторов соразмерно их долям рынка, возражает Удовенко и представитель «Мегафона» Татьяна Зверева. Это изначально предусмотрено бизнес-планом, добавляет представитель «Скартела».

Внутренней конкуренции между двумя брендами нет, уверяет Зверева. Разделение брендов – стандартная практика работы на высококонкурентных рынках с высоким проникновением услуг связи, отмечает она. К переходам в «Скартел» абонентов «Мегафона» оператор, по ее словам, относится нормально – в любом случае абонент остается с «Мегафоном».